Горе от спроса

25 сентября 2000, 00:00
  Северо-Запад

Ожидание прихода "больших капиталистов" охватывает все новые рыночные сегменты. По весне заговорили о том, что у российских розничных продуктовых сетей для закрепления на рынке осталось два-три года: после придут западные сети и тех, кто не успеет застолбить себе хоть какой-нибудь участок, просто сметут.

Аналогичная тенденция прослеживается и на рынке модной одежды. Все большая часть потребителей предъявляет дополнительные требования к качеству и имиджу товара. Происходит перетекание спроса от вещевых рынков к фирменным магазинам.

В последние годы на российском рынке одежды наблюдался давно знакомый эффект "парикмахера из Парижа и Берлина": немалую долю массового спроса составили псевдозарубежные марки Disegni, Tom Klaim, Curt Kellermann и т. д. Для пошива импортируются ткань и фурнитура - "точно те же, из которых шьют Armani". Производства, "экспериментальные" и "уникальные", размещаются по отечественным долам и весям. Потребитель получает то, что хочет: приличную одежду, купленную не где-нибудь, а в бутике с красивым названием. А если фирма еще и часто обновляет свои коллекции - значит, модную. Как сказала в одном из интервью дизайнер марки Disegni Александра Соколова: ""Красиво" - это понятие из провинции, там женщины не одеваются, а наряжаются, а стремление выглядеть нарядно не имеет ничего общего с культурой одеваться стильно".

Петербургская компания "Эльдорадо Груп Лтд.", владелец одной из наиболее известных российских марок Disegni, а также Isi, Bis и Pronto Moda, имеет одну из лучших репутаций на рынке и часто упоминается как пример успеха. Общее число магазинов компании (в том числе столичных) приближается к четырем десяткам.

Президент "Эльдорадо Груп" Харальд Джонассен неоднократно заявлял, что в русской провинции конкурентов у фирмы почти нет. Магазины окупаются быстро - при затратах порядка 100 тыс. долларов деньги начинают возвращаться уже через два-три месяца.

Тем не менее недавно было сообщено о продаже пакета акций процветающей "Эльдорадо Груп" (30-40%) немецкой инвестиционной компании Quadriga Capital Russia, представляющей Европейский банк реконструкции и развития. Причина та же: необходим дополнительный ресурс, времени осталось мало. Харальд Джонассен не стал комментировать сделку до завершения, сославшись на строгое отношение к этому в ЕБРР, но уточнил, что в любом случае число магазинов сети будет доведено до 80.

Менеджер по продажам "Курт Келлерманн СПб" Жанна Лоншакова считает, что скорый приход крупных западных фирм на российский рынок моды вполне вероятен. Steilmann, Garry Webber уже выходят на рынок, хотя пока это не меняет общей картины. "Впрочем, - продолжает Жанна Лоншакова, - для нашего покупателя это сложно. Западные люди вынуждены покупать модную одежду, поскольку высок средний уровень имеющегося в магазинах товара. А у нас модной одежды мало, и она еще не стала нормой. В большинстве наши люди хотят одеваться привычнее, модно, но так, чтобы можно было носить и в следующем году. И по деньгам спокойнее. Поэтому мы имеем более гарантированный спрос, чем западные коллекции".