Даешь шестидневку!

Вечерний просмотр репортажей из олимпийского Сиднея навевает уныние - ну что за незадача, почему так мало выигрываем? Тоски прибавляют и спортивные комментаторы. Кто прямо сетует, а кто особенно по-обидному - потаенно. Но боль не скроешь: мало выигрываем, мало, отстаем от американцев. А как хотелось бы догнать и перегнать Америку...

Конечно же, комментаторы ни в чем не виноваты. Комментаторы - народ служивый и прекрасно знают, что у телевизоров сидят люди и страшно огорчаются, когда наши стрелки, плавцы, баскетболисты и далее по списку проигрывают.

Вопрос - насколько оправданы надежды телезрителей? Да и не только телезрителей. Насколько основательны упования экономистов, чающих экономического роста, администраторов, рассчитывающих на "колоссальный научный потенциал", интеллигентных старушек, культивирующих Кировский и филармонию? Кто вообще дал нам основания на что-то надеяться? Что мы сделали, чтобы эти надежды имели какое-то материальное подкрепление?

Разберемся с тем, что есть. Реальность такова - мы отступили с реальных (или воображенных нами) позиций сверхдержавы и стали страной третьего мира. Причем не в воображении спортивных комментаторов или публичных политиков, а по конкретным производственным планам менеджеров нашего региона.

У вас в руках "Северо-Запад", номер 16. Смотрим интервью с Алексеем Мордашовым, генеральным директором череповецкой "Северстали". Читаем буквально следующее: "Есть такое английское выражение, которое можно перевести так: качество есть функция цели, функция назначения. Я нигде не видел такой совершенной продукции и таких совершенных [металлургических] заводов, как в Японии. ...И только четверть продукции японских заводов идет покупателям, которые готовы оплачивать это качество, потому что они в нем нуждаются. Для всех остальных оно избыточно. Неудивительно, что мы вполне успешно конкурируем с японскими заводами на рынке Юго-Восточной Азии". И далее: "...в России сегодня нет требовательных клиентов. А продукцию высшего качества, как правило, подают только домашним клиентам. Японцы свои заводы страшно переинвестировали и теперь от этого страдают. Нам этого делать не надо. При незначительных инвестициях, порядка 150 млн долларов, мы можем выйти на 95-процентный уровень по отношению к лучшим западным предприятиям. И на сегодня нам больше не нужно".

В том же номере "Эксперта С-З", рубрика "Новости". Читаем: "Менеджер по продажам "Курт Келлерманн СПб" Жанна Лоншакова считает, что скорый приход крупных западных фирм на российский рынок моды вполне вероятен" ... "Впрочем, - продолжает Жанна Лоншакова, - для нашего покупателя это сложно. Западные люди вынуждены покупать модную одежду, поскольку высок средний уровень имеющегося в магазинах товара. А у нас модной одежды мало, и она еще не стала нормой. Российские марки более адаптированы ко вкусам потребителя: в большинстве наши люди хотят одеваться привычнее, модно, но так, чтобы можно было носить и в следующем году. И по деньгам спокойнее. Поэтому мы имеем более гарантированный спрос, чем западные коллекции".

Разные отрасли, разные продукты, разные люди... Но подход один. Наш спрос - это спрос страны третьего мира, и в ближайшие годы наиболее прагматичные (то есть эффективные) предприниматели не надеются на перемены.

Когда-нибудь смотрелись в зеркало "после вчерашнего"? Мне кажется, что спорт больших достижений - то же зеркало; в нем, с одной стороны, все не так и плохо - отстаем по медалям, но тянемся, занимаем много лестных четвертых мест. Словом, живы. Просто хочется, чтобы зеркало льстило, а оно показывает скучную, несвежую, небритую национальную физиономию.

И японское, и немецкое экономическое чудо выстроены на основе изрядно порушенных национальных экономик. И те, и другие были обременены тоталитарным политическим прошлым. И те и другие начали движение в условиях оккупационного режима, когда некая сила гарантированно направляла страну в позитивный коридор развития. И те, и другие много работали. Социальные гарантии, права трудящихся, долгие поиски "третьего пути" - все это было отложено до лучших времен и, что удивительно, эти времена наступили, причем наступили довольно скоро.

У нас в "дано" почти то же самое. Было тяжелое прошлое, подступает авторитарное будущее. Остается одно - больше работать. К черту 7 ноября и 1 мая. Даешь шестидневку!