Реформа "в пользу бедных"

Тема недели
Москва, 09.10.2000
«Эксперт Северо-Запад» №17 (24)
В результате налоговых нововведений наибольшие потери понесут регионы-доноры

После того как правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2001 г., полемика о том, насколько ощутимыми окажутся потери регионов в результате налоговой реформы, перешла из теоретической плоскости в практическую. До последнего времени губернаторы сетовали на то, что отмена с 2001 г. налогов с оборота, поступающих в местные бюджеты, снижение ставки налога на пользователей автодорог, а также 100-процентное (против прежних 85%) отчисление в федеральный центр от НДС сократит доходы региональных бюджетов едва ли не на треть. В создание же правительством компенсационного фонда, формируемого для финансирования социальных расходов в регионах за счет изъятых у регионов 15% НДС, главы субъектов Федерации готовы были поверить только после того, как своими глазами увидят проект бюджета-2001. И вот теперь они могут это сделать. И убедиться - Минфин не обманул и большинство регионов практически ничего не теряет.

Федеральный аргумент

Запланированный в бюджете общий объем финансирования регионов составляет 208,7 млрд рублей, или 17,5% всех расходов. Больше (а именно 243,7 млрд рублей) правительство планирует истратить только на обслуживание госдолга, и для страны, чьи внутренние и внешние обязательства в 4,6 раза превышают годовые бюджетные доходы, это вполне объяснимо. Согласно проекту бюджета, в компенсационный фонд, за счет которого будет выравниваться финансовое положение регионов, поступит 71,1 млрд рублей, в фонд государственной поддержки дорожного хозяйства - 20,3 млрд рублей, а размер фонда финансовой поддержки регионов будет увеличен по сравнению с бюджетом-2000 с 57 млрд рублей до 98,8 млрд рублей. И все это - без учета ставших привычными для "бедных" субъектов Федерации трансфертов, которые в будущем году достигнут 16,5 млрд рублей. В результате соотношение налоговых доходов, поступающих в федеральный и региональные бюджеты, составит 56,3% к 43,7%, а с учетом компенсационных выплат - 46,8% к 53,2%. Для сравнения: в нынешнем году это соотношение оценивается как 52% к 48%. И это дает возможность федеральным чиновникам утверждать, что бюджет-2001 не посягает на финансовую независимость субъектов Федерации, а наоборот, - поворачивается к ним лицом.

И в том, что касается регионов-реципиентов, они, безусловно, правы. Типичный пример - вечно дотируемая Ленинградская область. По словам вице-губернатора, председателя комитета финансов области Александра Яковлева, в результате 100-процентного перечисления НДС в федеральный бюджет регион потеряет в следующем году 540 млн рублей, за счет отмены ряда местных налогов с оборота (на содержание жилищного фонда, на нужды образовательных учреждений и других) - более 1 млрд рублей. Кроме того, снижение ставки налога на пользователей автодорог приведет к снижению прогнозируемых доходов территориального дорожного фонда на 500 млн рублей. "Частично эти потери будут компенсированы увеличением акцизов и перечислением в регионы пяти процентов поступлений от налога на прибыль, но в результате выпадающие доходы области все равно составят 800 миллионов рублей, а это двадцать процентов доходов бюджета-2000", - сетует Александр Яковлев. Однако, подбадривает себя вице-губернатор, если федеральный центр, как и обещал, действительно возьмет на себя выплату детских пособий и финансирование выплат, предусмотренных законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов", доходы бюджета Ленинградской области в 2001 году могут не только не сократиться, но даже и вырасти.

От доноров требуют крови

Совсем другое дело - регионы-доноры. Налоговая реформа прямо ударяет по их финансовому благополучию, причем чем больше "богатые" субъекты Федерации до сих пор зарабатывали, тем больше они должны будут отдавать центру. Не пытаются это скрыть и в правительстве. Убеждая в конце июля Совет Федерации утвердить вторую часть Налогового Кодекса, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин отметил, что в 2000 году 60% всех налоговых поступлений сосредоточено в 18 субъектах Федерации, а это делает действующую систему межбюджетных отношений несправедливой, поскольку "граждане, проживающие в наименее обеспеченных регионах, оказываются наименее социально защищены". "Таким образом, государство сейчас не может обеспечить единое социальное пространство в стране", - констатировал вице-премьер.

Одним из регионов, за счет которых федеральный центр намерен обеспечить "единое социальное пространство", станет, безусловно, Санкт-Петербург. По оценке вице-губернатора, председателя комитета финансов города Виктора Кротова, из-за налоговых нововведений город лишится в 2001 году 8-8,5 млрд рублей. "Не думаю, что такая же сумма вернется нам из Федерации в виде трансфертов", - говорит он. Потери Петербурга только от централизации НДС достигнут 3,5 млрд рублей, примерно на такую же сумму сократятся доходы территориального дорожного фонда. Однако последовательность Минфина в намерении компенсировать регионам (в том числе и донорам) потери от налоговой реформы вселяет в петербургских чиновников сдержанный оптимизм. Но если правительство исполнит обязательства по социальным статьям, которые в настоящее время сильно отягощают петербургский бюджет, город потеряет лишь около 1 млрд рублей. А это уже те средства, которые 4-миллионный мегалополис в силах дополнительно изыскать сам. Ведь смог же в середине этого года комитет финансов изыскать "лишние" 1,7 млрд рублей, на которые после корректировки бюджета-2000 были увеличены годовые доходы и расходы.

При этом возможность компенсации выпадающих доходов введением новых или серьезным увеличением уже существующих местных налогов в Петербурге даже не рассматривают. Во-первых, это дискредитирует саму идею налоговой реформы, так как замещение федеральных налогов местными не приведет к снижению налогового бремени и не будет стимулировать подъем производства. А во-вторых, заметно снизит инвестиционную привлекательность города как региона с консервативной и прогнозируемой налоговой политикой. По мнению руководства петербургского комитета финансов, куда разумнее было бы сокращение льгот для некоторых видов бизнеса и стимулирование выхода наружу "теневого" сектора.

"Несмотря ни на что, мы сохраним бездефицитность бюджета. В крайнем случае пойдем на сокращение капитальных вложений, в первую очередь - связанных с развитием городской инфраструктуры", - заявляет Виктор Кротов. Более того, Петербург не намерен отказываться и от идеи формирования значительного первичного профицита в бюджете-2001. Менее чем через два года, в июне 2002 года, городу предстоит погасить еврооблигации на сумму 300 млн долларов. Если в бюджете следующего года не создать солидный запас для резервирования валюты или досрочного выкупа евробондов, в 2002 году на погашение внешнего долга придется истратить почти треть годовых доходов. Этого даже богатый по сравнению со многими другими регионами Петербург позволить себе не может. Пока проект городского бюджета на 2001 год предусматривает создание первичного профицита в размере чуть более 1 млрд рублей (при запланированном объеме доходов в 38,9 млрд рублей), и эта цифра вряд ли будет снижена. До 21 сентября - дня рассмотрения проекта бюджета городским правительством - еще есть время, и комитет финансов приложит все силы для возможного увеличения размера первичного профицита.

Впрочем, потери Петербурга и других регионов-доноров будут минимизированы лишь при условии, что федеральный центр исполнит все свои обязательства по компенсациям и социальным выплатам. Это, в свою очередь, станет возможным, если федеральный бюджет-2001 будет исполняться в полном объеме. Препятствий же к тому может быть масса - скажем, чересчур оптимистичные ожидания конъюнктуры мировых цен на нефть. И вот тогда регионы-доноры в полной мере могут ощутить негативные последствия налоговой реформы. Видимо, о том же самом думает и председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин, когда говорит, что правительству следовало бы разработать "компенсационный механизм" для адаптации регионов-доноров к новому порядку распределения средств между федеральным и местными бюджетами.

Немного политики

Если федеральный центр не сможет выполнить взятые сегодня на себя обязательства, главы уже не "бедных", а "богатых" регионов будут обивать пороги Минфина в поисках средств для сведения концов с концами. В политическом смысле это будет означать полную потерю правительством и президентом поддержки глав регионов-доноров, которые будут сами испытывать определенные финансовые затруднения.

Впрочем, пока гром не грянул, губернаторы, которые не склонны ссориться с Кремлем, сохраняют возможность не менять до поры до времени выгодных для себя бесконфликтных позиций. Например, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев (в отличие от своего коллеги - столичного мэра Юрия Лужкова, являющегося наиболее ярым противником перераспределения налоговых доходов в пользу центра), в очередной раз демонстрируя лояльность президенту, проголосовал "за" при утверждении в верхней палате парламента второй части Налогового Кодекса. Даже председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Сергей Тарасов, ни разу до этого не замеченный в очных или заочных дискуссиях с губернатором, голосовал в Совете Федерации "против". Так что в случае возникновения коллизий с исполнением федерального бюджета-2001 Владимир Яковлев почти наверняка напомнит президенту, кто в свое время поддержал не слишком популярную в кругу сенаторов налоговую реформу - главное пока достижение правительства Михаила Касьянова.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама