Региональное лицо глобальной экономики

Российский Интернет прирастает петербургскими проектами

Весной-летом этого года на российском интернет-рынке случился очередной бум. На этот раз размер вложений поднялся до десятков миллионов долларов, и из крупных интернет-проектов не осталось практически ни одного непроинвестированного. Мода сезона, как и следовало ожидать, электронная коммерция. Правда, в этом году акценты несколько сместились, и внимание инвесторов и широкой публики переключилось с B2C-проектов (business-to-consumer - магазинов, ориентированных на розничные продажи частным лицам) на растущие как грибы после дождя B2B-площадки (business-to-business - в основном своего рода электронные биржи, создаваемые для межкорпоративной торговли).

Центр российского интернет-бизнеса, само собой, - Москва. Кроме того, особенности новой информационной среды, в которой географическое положение офиса компании не так уж и важно, приводят к тому, что многие пользователи даже изначально периферийные проекты автоматически прописывают в столице. Между тем многие хорошо известные ныне компании родом из регионов, а некоторые из них и сейчас продолжают функционировать вне Москвы. К примеру, медицинские порталы Doktor.ru и Mama.ru, вошедшие ныне в состав Rambler Group, начинались в Хабаровске.

Однако большая часть известных региональных начинаний родилась в Петербурге, причем те, кто стоял у истоков интернет-бизнеса в нашем городе, не шли по стопам московских коллег, а скорее опережали их, определяя направление пути, по которому развивался впоследствии весь российский Интернет. Фактически первый в России электронный магазин - Books.ru - открылся в Петербурге еще в 1996 году, когда Рунет был в зачаточном состоянии. С начала 1998 года функционирует один из крупнейших в стране магазинов "оЗон", сконструированный питерской софтверной компанией "Рексофт".

В 1998 году в Питере даже создали было Ассоциацию по электронной коммерции, благополучно, впрочем, угасшую. Родом с Северо-Запада и интернет-служба Port.ru, одна из крупнейших на сегодняшний момент в России, первый проект которой - бесплатную электронную почту Mail.ru - разработал петербуржец Алексей Кривенков. Теперь только ленивый не организовывает собственный сервис бесплатной почты - их насчитываются уже десятки. Самое известное электронное казино (единственное сейчас, обладающее соответствующей лицензией) Delci.ru тоже находится в Петербурге. Развивается здесь и инфраструктура для электронной коммерции. Активно участвует в разработке платежных систем банк "Таврический". Здесь появилась одна из ведущих на сегодняшний день систем Assist!, а также фактически первая в России система электронных денег PayCash, позволяющая обмениваться денежными потоками в цифровом виде.

Сила из слабости

В чем же причины несколько авангардного положения Петербурга в осуществлении передовых интернет-проектов? Видимо, это как раз тот случай, когда отставание в одном приводит к опережению в другом. "Людей с головой в Питере много, а денег мало, - говорит Виктор Достов, руководитель проекта PayCash. - Народ вынужден проявлять большую изобретательность. В Питере гораздо труднее заработать на традиционном бизнесе, чем в Москве. Это относится к провайдингу или софтверным компаниям". Приходится придумывать что-то оригинальное. "Особенность Питера в том, что здесь не так много денег, и люди думают на один шаг вперед, делая долгосрочные шаги", - полагает Дмитрий Рудаков, технический директор компании "Рексофт" - разработчика "оЗона".

Генеральный директор издательства "Символ Плюс", которое владеет магазином Books.ru, Александр Галунов отправил свое первое электронное письмо в 1990 году - как раз в год рождения российского Интернета (тогда была зарегистрирована зона .su). Books.ru начал работу 30 августа 1996 года. Как понятно из названия, магазин торгует книгами. Затраты на его создание были минимальными - софт разрабатывал один программист, имелся всего один компьютер. На следующий год предприятие окупилось, и с тех пор работает с прибылью. Сейчас магазин существенно модернизирован по сравнению с 1990 годом, готовится его 4-я версия. Примерно по 15% заказов приходится на Москву и Петербург, 60% - на другие российские регионы, остальное - на зарубежных покупателей. Оборот Галунов отказался назвать, сказав только, что обрабатывается 4000 заказов в месяц. Впрочем, прикинув среднюю цену книги в Books.ru, оборот можно посчитать самостоятельно. Books.ru вместе с рядом петербургских банков разработал свою систему обработки пластиковых карточек, принципиально не присоедняясь к системам наподобие CyberPlat и PayCash.

Кроме того, Books.ru организует на основе своей технологии электронные магазины для других фирм. В частности, не так давно такой проект был осуществлен для издательства Санкт-Петербургского Университета. По сравнению с Москвой интернет-магазин в Петербурге открыть проще - дешевле стоит разработка программного обеспечения, склад, офис, найм персонала. "Когда мы составляли бюджет, то увидели, что зарплаты персонала с одними и теми же функциями в Москве и в Питере различаются в 2-3 раза", - говорит Рудаков.

"оЗон" - проект несколько другого типа, чем Books.ru. Он был открыт компанией "Рексофт", по сути являющейся системным интегратором и не занимавшейся ранее торговлей. Было выбрано определенное позиционирование для магазина, основанное на некотором созвучии: "оЗон" - наш ответ Amazon.com. "Рексофт" изначально был нацелен на поиск инвесторов для "оЗона". Такая политика увенчалась успехом - в марте инвестиционная компания ru-Net Holdings приобрела 51% акций магазина и объявила о намерении инвестировать в "оЗон" 3 млн долларов в течение 2000 года. У "Рексофта" остался блокирующий пакет. "оЗон" специализируется на торговле не только книгами, но и дисками и видеокассетами. Оборот у него, по-видимому, заметно выше, чем у Books.ru. В 2000 году, по прогнозу самого "оЗона", он составит 1,5 млн долларов. Данные по 1998 и 1999 году не разглашаются, известно лишь, что в прошлом году оборот был больше, чем в позапрошлом, в четыре раза. Отличается от Books.ru и географическое распределение покупателей. Если считать по обороту, то 58,5% приходится на зарубежье. Соответственно, на Россию - 41,5%, из них на Москву - 51,9%, Петербург - 14,6%, регионы - 33,5%. Из этих цифр видно, что "оЗон" позиционирует себя в целом на мировом и российском рынке и лишь в небольшой степени прибегает к локальным кампаниям. Правда, менеджер по маркетингу "оЗона" Жанна Перфильева отметила, что для двух основных бизнес-центров - Москвы и Петербурга - она не исключает проведение специальных кампаний.

Отличную от электронных магазинов нишу занимают электронные казино, пока еще очень мало распространеные в России. Организация казино - это один из наиболее характерных примеров community building, то есть построения вокруг сайта постоянной целевой аудитории, объединенной общим интересом и общающейся между собой. У Delci.ru - питерского электронного казино - постоянных посетителей около 60 человек. Имеется и довольно большая плавающая аудитория - с 1 сентября 1999 года, когда открылось казино, было зарегистрировано более 100 тысяч посещений (имеются в виду именно посещения, а не пользователи). На 60% аудитория питерская, за границей очень мало клиентов - несколько человек из Италии, США и буквально по одному из некоторых других стран. В основном это русские эмигранты.

Внести деньги на свой счет в казино можно как безналичным переводом, так и купив в отделении Сбербанка специальную карту Delci.ru. Сейчас Delci.ru рассматривает возможность подключения к системе CyberPlat. Компания также планирует заключить соглашение с провайдерской фирмой "Метроком", чтобы клиенты могли использовать для оплаты услуг казино свои счета у провайдера.

В Москву!

Практически все проекты, родившиеся в регионах, рано или поздно перебираются в Москву или открывают там свои отделения, как только увеличивается оборот и расширяется география клиентов. В столице возможностей для развития значительно больше. "По большому счету, Питер - провинция, - говорит Дмитрий Рудаков. - Этим он большинству живущих здесь и нравится. Москва - это совсем другие возможности, деньги и скорость принятия решений. С точки зрения бизнеса премуществ у Питера - всего ничего, разве что дешевизна и хорошая система образования".

В мае "оЗон" открыл свой московский склад. По словам Жанны Перфильевой, на него сейчас и переносится основная часть заказов. Очевидно, это неизбежный шаг в развитии компании. Некоторые попытки организовать в этом направлении "оЗон" предпринимал еще в 1998 году в сотрудничестве с "Инфоартом", одним из крупнейших российских порталов, недавно купленным компанией Golden Telecom. Тогда не получилось из-за августовского кризиса. Месяц назад открыл склад в Москве и Books.ru. У Александра Галунова вообще пессимистический взгляд на перспективы Петербурга: "У Питера как у города будущего нет. Что-то здесь происходит не очень радостное".

В Москве находится и центральный офис Port.ru. В Питере остались только три проекта "Порта" - новостное издание News.Port.ru, интернет-газета Internet.ru и музыкальный портал Music.ru. Открылось в столице и представительство PayCash. По словам директора Delci.ru Родиона Костяева, его компания также планирует начать активную деятельность в Москве. Интересно, что многие питерские интернет-компании начинают взаимодействовать и сотрудничать между собой, только оказавшись в Москве. "Некой петербургской общности в смысле бизнеса точно нет", - считает Виктор Достов. - Сейчас мы активно работаем с "оЗоном". Договаривались через Москву". "Тенденция достаточно негативная, - говорит Галунов, - а сейчас будет еще хуже. Последние несколько лет не радуют". На прошедшем два месяца назад в петербургском Доме журналиста собрании деятелей петербургского e-бизнеса (First Tuesday - такие встречи одновременно проводятся во всем мире) интернет-тусовка по сравнению с московской выглядела по меньшей мере скромно. Правда, в ближайшем времени планируется открытие в Петербурге сразу нескольких интернет-инкубаторов, которые позволят развиваться молодым компаниям. Такой инкубатор будет организован на базе Технического Университета, шаги в этом направлении предпринимает компания A.Partners, недавно открывшая свой филиал в Киеве. Возможно, благодаря инкубаторам нас ждет появление новых оригинальных проектов.

Санкт-Петербург