Везем отовсюду

Москва, 09.10.2000
«Эксперт Северо-Запад» №17 (24)
Продукты из СНГ потеснили на мурманском рынке поставки из стран дальнего зарубежья

Е два ли продовольственные прилавки Мурманской области выглядят сегодня иначе, нежели в Краснодаре или Вологде. Осталась в прошлом наиболее характерная их примета - изобилие рыбы и рыбной продукции. Ныне 80% северных уловов прямиком отправляются на экспорт - в отличие от земляков, зарубежным оптовикам не кажется высокой цена в 1,5-2 доллара за килограмм свежемороженой трески.

По данным отечественной статистики, индекс бедности в северных регионах примерно в полтора раза выше, нежели в центральных районах России. Так это или не так, судить сложно, бесспорно одно: средняя заработная плата в Мурманской области составляет 2,7 тыс. рублей, а доходы каждого пятого жителя не дотягивают и до прожиточного минимума. Этот фактор и определяет заполярный маркетинг: предпочтением пользуются прежде всего дешевые товары.

Область традиционно завозит до 90% потребляемого продовольствия, и до августовского обвала рубля поставки осуществлялись в основном из стран дальнего зарубежья - Дании, США, Исландии, Нидерландов, Норвегии. В частности, в 1997 году суммарная стоимость импорта составила около 103 млн долларов, из которых лишь 10 тыс. долларов пришлось на долю наших бывших советских республик - Молдовы, Казахстана и Украины. Однако резкое повышение курса доллара внесло основательные коррективы в пищевые пристрастия северян. В 1998 году стоимость импорта уменьшилась более чем в два раза - еды в регион завезли всего на 44,8 млн долларов, при этом доля стран СНГ сразу увеличилась до 689 тыс. долларов.

Всерьез оценив долгосрочные перспективы, администрация Мурманской области переименовала комитет по торговле. Теперь он называется комитетом по торговле и связям со странами СНГ. И надо отдать должное местным чиновникам: их направляющая рука вполне ощущается в нынешнем рыночном кипении. Благодаря комитету область подписала "сепаратные" соглашения о сотрудничестве с Украиной и Беларусью и рядом российских регионов, предусматривающие прямые поставки на Кольский полуостров зерновых, мяса, плодоовощной и молочной продукции.

Наиболее прочные связи установились у северян с Беларусью. Возможно, потому что расчеты ведутся "валютой" не менее стабильной, чем сам доллар - фосфорными удобрениями комбината "Апатит". Продукция белорусов в среднем на 25-30% дешевле аналогичной импортной и, как минимум, на 10-15% - отечественной. Трудно сказать, сколько в этом политики, а сколько трезвого экономического расчета, но на мурманском рынке белорусские товары уверенно теснят конкурентов. Единственное, что омрачает сегодня эту экспансию - использование сомнительных (хотя, возможно, просто непривычных для нас) национальных технологий и не слишком добротное качество. Пару месяцев назад комитет по связям с СНГ по инициативе Мурманского отделения посольства Республики Беларусь организовал нечто вроде "круглого стола" с участием руководителей ведущих торговых компаний области и советника посольства Галины Снеговской. Советнику пришлось выслушать нелицеприятные вещи. Представители фирм, специализирующихся на плодоовощной торговле, привели, в частности, и такой факт: в минувшем году после полуторамесячного хранения в отходы ушло 48% поставленного республикой картофеля. По мнению специалистов, это связано прежде всего с тем, что земли в Белоруссии некультивированные. А потому едва ли можно решить проблему тем способом, который предложила на встрече госпожа Снеговская - подкорректировать схему завоза продукции и товаров от белорусских производителей, привнеся в нее "гарантию качества" и "закрепление за определенным хозяйством (колхозом или предприятием), с которым заключается договор поставки".

Но рекламации мурманских предпринимателей всегда внимательно обсуждаются и в МИДе республики, и в Минсельхозпроде, так что в любом случае замена опозоренному картофелю найдется - сейчас, например, северным оптовикам предложили рассмотреть возможность поставок минеральной воды из Витебской области. Предлагает дружить и система потребительской кооперации Беларуси.

Значительная структурная перетряска на продовольственном рынке могла бы оказаться на руку местным производителям пищевой продукции, занимающим достаточно скромную нишу - 11-13%. Однако воспользоваться всеми преимуществами, которые давали инфляционная составляющая и очистившиеся от импорта прилавки, сумели в области, к сожалению, далеко не все. Более мобильными оказались не предприятия-ветераны, обложенные налоговыми послаблениями и устаревшими производственными фондами, а небольшие и относительно "юные" фирмы. Правда, имеется в этой мобильности и своя ложка дегтя - продукция многих фирм не вполне соответствует понятию "еда". Смелое использование дешевого сырья и облегченных технологий, скорее, роднит ее с "наполнителем".

В целом за минувшие два года валовая продукция в пищевой промышленности возросла приблизительно на 2%, а по северному агрокомплексу этот рост не дотянул и до 1%. Отчасти причина заключается в том, что заполярные аграрии всегда лучше слышали слова "дотация" и "льгота", чем "рентабельность" и "прибыль". Собственно, региональная власть никогда и не рассматривала их в качестве исправных налогоплательщиков, а скорее как обременительный для бюджета, но совершенно необходимый рыночный противовес. Логика чиновников проста: стопроцентная зависимость от привозного продовольствия поставит регион на колени перед алчными поставщиками. Вместе с тем эта логика и лишена конструктивизма: власть избегает решительных шагов по реструктуризации обросших долгами хозяйств и не рискует гарантировать возврат предоставленным аграриям кредитов.

Единственный из "местных", кто сумел достичь внушительного прироста производственных показателей - ликероводочная промышленность. Тщательно культивируемая руководством области, она сумела вдвое увеличить выпуск своей продукции, и еще примерно на 8-10% собирается увеличить в текущем году. Однако даже этот лучезарный результат весьма относителен, если учитывать следующее обстоятельство: ежегодно северяне выпивают до 3 млн бутылок водки, и на долю собственной продукции в этом алкогольном "вале" приходится не более 6%.

Мурманск

Новости партнеров

Реклама