Из райкома - в трикотажный бизнес

9 октября 2000, 00:00
  Северо-Запад

Компания "Андовер" - типичное предприятие малого бизнеса: штат - 59 человек, оборот - порядка 1 млн рублей в месяц. Будучи малым, оно, в то же время, является постоянным партнером таких гигантов, как Kellermann, Disegni, "Первомайская заря". Несколько моделей жакетов "Андовера" стали хитом и раскупаются петербургскими дамами третий сезон подряд. Компания - призер многочисленных показов моды.

Генеральный директор "Андовера" Валерий Андреев был, наверное, одним из первых российских частных предпринимателей, решивших заняться производственным бизнесом - начал его еще в мохнатом 1991 году. Он также был первым питерским трикотажником, купившим для развития этого бизнеса дорогущую германскую супер-машину фирмы Stoll. Затея была рискованной, но себя оправдала: именно "Stoll", приобретенный на кредит банка "Петровский" в рамках программы поддержки малого бизнеса ЕБРР, позволила "Андоверу" прочно утвердиться на трикотажном рынке города.

- В 1991 году закрыли райком, где я работал, и мы с двумя приятелями-компаньонами решили пойти в бизнес, - рассказывает Валерий Андреев. - Чем именно заниматься, было, собственно, все равно. К трикотажу никто из нас не имел ровно никого отношения: я, например, окончил ЛЭТИ, и по специальности - инженер-радист. Купили по случаю в Англии тонну пряжи и три ручные вязальные машины - просто и то, и другое дешево подвернулось. Таможенных пошлин тогда, по сути, не существовало - за ввоз мы уплатили 5 долларов... Попалась бы не пряжа, а что-то другое - и бизнесом бы занялись совершенно другим.

Связали из этой пряжи 2 тысячи изделий, покупатель на них нашелся быстро: приехали некие граждане из Казахстана и взяли всю партию целиком. Мы стали вязать дальше, постепенно подкупали машины, а параллельно занимались всякой дребеденью: совершали сделки на товарных биржах (один раз, к примеру, продали кому-то несколько цистерн нефти из Грозного), экспортировали в Англию небольшие партии леса и стиральные машины "Сибирь".

В середине 90-х годов я все побочные занятия оставил - решил полностью сосредоточиться на производстве. "Андовер" работал уже на тридцати ручных машинах, но я понимал: чтобы заниматься производством серьезно, нужно серьезное оборудование. Родилась идея приобрести машину у компании Stoll - мирового лидера по выпуску трикотажного оборудования.

В принципе, это было полным безумием: машина стоила 125 тысяч долларов, по тем временам - фантастические деньги. Я, однако, решил, что риск оправдан: аппарат "Stoll" позволяет делать сверхкачественный трикотаж, то есть открывает дорогу к самым взыскательным покупателям, соответственно - в принципиально другую ценовую нишу. По моим подсчетам, окупаться машина должна за два-три сезона. Прикинув все это, я пошел в банк "Петровский" - за кредитом в 100 тысяч долларов. И через год его получил. Более полугода ушло на оформление всевозможных документов в ГБР, КЗР, других инстанциях - это было необходимо, чтобы передать "Петровскому" в залог нашу недвижимость. Ну и, конечно, сам банк очень долго со мной работал - вникал в детали бизнеса, мы вместе составляли ТЭО. Кстати, совершенно правильно вникал - я бы сказал, что со мной нужно было поработать еще. Когда, наконец, пришла машина, мы оказались к этому не готовы. Не сразу поняли, как ее загружать, что именно на ней делать. Один сезон прошел впустую.

Вскоре, однако, преимущества покупки начали сказываться. Мы владели первым "Stoll" в Петербурге и вторым в стране (раньше нас машину этой марки приобрело одно московское предприятие), а его возможности известны всем профессионалам. В 1997 году к нам пришли представители компании Disegni - разместили пробный заказ на производство 200 изделий в месяц. Со следующего года мы уже вязали для них 2000 и более изделий ежемесячно. Кроме того, стали изготовлять модели совместно с Kellermann и "Первомайской зарей". Расширяем и коллекцию изделий под собственной маркой - она приобрела известность, получила награды... В общем, ставка, сделанная на "Stoll", сыграла.

Кредит "Петровскому" вернули, взяли там же еще один - тоже на 100 тысяч долларов, купили второй "Stoll". В недалеком будущем планируем приобретать третий - сейчас готовим заявку на новую ссуду.

Серьезно наращивать объемы, становиться крупнейшим трикотажным производством в стране и в мире, не стремимся. Задача другая: совершенствовать качество.

Елена Андреева