Еще одна концепция

Москва, 30.10.2000
«Эксперт Северо-Запад» №18 (25)

Концепция комплексного развития Северного морского пути (СМП) обсуждалась на заседании Координационного совета Ассоциации "Северо-Запад", состоявшемся 20 октября в Мурманске.

В последние годы было разработано немало концепций и программ, от международных до корпоративных, направленных на устойчивое и безопасное функционирование этой арктической транспортной магистрали. Однако до настоящего времени ни одной из них не посчастливилось удостоиться одобрения правительства, а тем более обосноваться в соответствующей строке федерального бюджета. Нынешний документ прежде всего обязан своим появлением на свет апрельскому визиту президента РФ на Кольский полуостров: вероятно, северянам удалось убедить Владимира Путина, что единственный российский путь к природным богатствам Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока нуждается в более значительном, нежели сейчас, внимании государства.

По мнению авторов концепции (основным ее разработчиком является ЦНИИ Морского флота РФ), вплоть до 2008 года говорить о коммерческом использовании Северного морского пути не приходится. Его реанимация является сложной межотраслевой и межрегиональной задачей, которую необходимо решать в несколько этапов. На начальном этапе за счет активных вливаний из федерального бюджета (в навигационно-гидрографическую, гидрометеорологическую, спасательную службы, систему радиосвязи, в строительство атомных ледоколов) приостанавливаются процессы спада и стабилизируются основные параметры работы арктической трассы. Задача среднесрочного этапа (2003-2007 годы) сводится к созданию финансовых, экономических и правовых условий для дальнейшего устойчивого развития СМП. Примерно в этот период ожидается и увеличение грузопотока до 3-7 млн тонн в год в связи с освоением нефтегазовых месторождений на полуострове Ямал, в бассейнах рек Обь и Енисей, а также юго-восточной части Баренцева моря. И лишь в дальнейшей перспективе, с возрастанием ежегодных объемов перевозок до 15 млн тонн, осуществляется переход к коммерческому использованию транснациональной морской трассы.

В целом Координационный совет одобрил концепцию. Было принято решение вынести ее в четвертом квартале текущего года (после окончательной доработки с учетом высказанных замечаний) на рассмотрение правительства РФ. В решение вошел и обширный перечень сопутствующих просьб к центру - от принятия постановления "о реализации первоочередных мер" до "разработки и запуска отечественного космического аппарата для радиолокационной съемки" в Арктике. Возможно, именно этот фундаментальный перечень ожидаемых от "верхов" мер и обусловил скепсис некоторых специалистов, принимавших участие в обсуждении. Как считает первый заместитель министра транспорта РФ Вячеслав Рукша, роль государства должна сводиться в первую очередь к тому, чтобы всячески стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, которые и обустроят СМП.

В концепции отсутствует даже приблизительный обсчет расходов, которые потребуются от федерального бюджета на первом и втором этапах. Хотя общеизвестно, что отнюдь не отсутствием программных документов объясняется сегодняшнее невнимание бюджета к проблемам Северного морского пути. Это заставило участников Координационного совета внести в решение еще один, пожалуй, наиболее реалистичный пункт: "Предложить руководителям органов исполнительной власти регионов Северо-Запада предусмотреть долевое участие в создании средств навигационно-гидрографического оборудования, связи и спасания, в организации гидрометеорологического обеспечения и мониторинга окружающей среды на своих участках СМП, а также в строительстве транспортных судов ледового класса для северного завоза".

Мурманск

У партнеров

    Реклама