Ольга Казанская: экономике нужны крупные банки

Спецвыпуск
Москва, 30.10.2000
«Эксперт Северо-Запад» №18 (25)

Благодаря новому территориальному делению страны Петербург официально стал политической столицей Северо-Запада России. Однако экономическому влиянию Петербурга в регионе пока далеко до его столичного статуса. Количество петербургских компаний, распространивших свое влияние по всему Северо-Западу, можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, единственным финансовым учреждением, работающим почти во всех субъектах федерации этого федерального округа, является Промышленно-строительный банк (ПСБ). В дни кризиса банк отказался от своих амбиций построения банка федерального масштаба и решил сосредоточить свои усилия на Северо-Западе. Два года спустя ПСБ охватил своей филиальной сетью весь регион и уверено входит в число лидеров. Недавно ПСБ отметил 10-летие своей работы в качестве коммерческого банка, а его банковские традиции восходят еще к Волжско-Камскому банку, который был основан в Санкт-Петербурге в 1870 году.

В декабре 1999 года председателем Правления ПСБ была назначена Ольга Александровна Казанская.

Уроки кризиса

- Ольга Александровна, около двух лет экономическая ситуация в стране относительно стабильна. Какие проблемы остались после кризиса?

- В моем представлении, кризис 1998 года дал мощнейший импульс банкам, в первую очередь крупнейшим, для переосмысления своей деятельности. Вне всякого сомнения, банки, которые выстояли, сделали серьезные выводы, внесли значительные коррективы в свою деятельность.

В результате сегодня у нас стало намного больше здоровых банков, которые уверенно развиваются, осознанно управляют своим бизнесом. В целом состояние банковской системы абсолютно не сравнимо с тем, что было, например, пять лет назад.

Правилом стали нормальные взаимоотношения между банками, конкурентная борьба приобрела цивилизованный характер. Более того, кризис подтолкнул процесс консолидации банковского сообщества. Банки поняли, что есть проблемы, которые могут быть решены только сообща. Очень большая работа была проделана Центральным Банком как надзорно-контролирующим органом. Намного большее значение проблемам системного развития банковской системы стали уделять федеральные и местные органы государственной власти.

В то же время существуют серьезные проблемы, которые препятствуют поступательному развитию банковской системы.

Первое - это низкий уровень капитализации российской банковской системы в целом и крупнейших банков в частности. Подавляющая часть российских банков обладает явно недостаточным капиталом. Российская экономика - это мощная экономика, которая традиционно шла по пути создания гигантских промышленных комплексов. Но крупные предприятия должны обслуживаться крупными банками. А таких у нас наберется 10-15, при том, что в России банков свыше 1300. Скажем, капитал крупнейших региональных банков Сибири, Дальнего Востока составляет около двух-четырех миллионов долларов. Сразу возникает вопрос: с каким кругом клиентуры может полноценно работать такой банк?

Сегодня в России начался очевидный подъем экономики. Но он станет реальностью только в том случае, если национальная банковская система сможет адекватно поддержать происходящие процессы. Поэтому перед всеми крупными российскими банками стоит серьезная проблема - повышение уровня капитализации.

Что же касается мелких банков, многие из них в условиях понижения банковской маржи имеют весьма неясные перспективы. Ведь банковский бизнес - бизнес очень затратный, он требует высококвалифицированных кадров, постоянного развития техники, технологий. И делать это в полной мере мелким банкам становится все сложнее. Поэтому вопрос о слиянии, объединении мелких и средних банков приобретает все большую актуальность и мы уже знаем несколько примеров удачного воплощения этих процессов.

Универсальный банк

- До кризиса ПСБ заявлял о себе как о банке федерального масштаба, после кризиса ситуация изменилась. Сейчас опять мы наблюдаем попытку возврата к старой стратегии. Так что же такое ПСБ сегодня?

- Когда в стране произошел разрушительный кризис, мы сочли необходимым в первую очередь сосредоточиться на работе в Северо-Западном регионе. Скажу абсолютно откровенно, тогда мало кто думал, что целая группа российских банков так быстро оправится от кризиса. Мы считали, что кризис отодвинет наши планы по экспансии на всероссийский рынок на далекое будущее. Но прошло два года, и сегодня мы считаем возможным эти планы реализовывать как текущие. По-прежнему большая часть бизнеса банка сосредоточена на Северо-Западе: это наша родина. В то же время мы ставим задачу умеренного, управляемого роста нашей национальной инфраструктуры, и эта стратегия будет последовательно реализовываться.

- Как вы определяете место банка в национальной финансовой системе?

- ПСБ является одним из крупнейших банков в России, и мы позиционируем себя как универсальный банк, который проводит весь комплекс банковских операций как коммерческого, так и инвестиционного характера, как с физическими, так и с юридическими лицами.

- Но универсальность не отменяет приоритетность каких-то направлений?

- Разумеется, у каждого банка есть приоритетные профессиональные направления, которые развиваются наиболее активно. Исторически сложилось так, что мы работали с определенным кругом клиентуры, поэтому специфику обслуживания некоторых клиентских групп мы знаем лучше, чем другие банки. Еще раз повторю, это не отвергает универсальности как принципа позиционирования. Мы чувствуем себя наиболее сильными в тех отраслях, в которых традиционно присутствуем уже долгие годы: это судостроение, машиностроение, оборонный комплекс, это, вне всякого сомнения, традиционные для Северо-Запада лесное хозяйство и целлюлозно-бумажная промышленность. Мы очень хорошо понимаем эту отраслевую специфику. Сегодня среди наших корпоративных клиентов 32 компании, которые входят в ТОП-200 журнала "Эксперт", и большинство из них работает именно в перечисленных отраслях.

Три аспекта конкурентоспособности

- Какие конкурентные преимущества сейчас выходят на первую роль?

- Первое и очень важное конкурентное преимущество - это высокотехнологичный и стабильный механизм оказания широкого круга базовых банковских услуг. Клиент должен быть уверен в ежедневной, четкой работе банка, связанной с оказанием стандартных услуг.

С другой стороны, клиент всегда вправе рассчитывать на персональный подход, на то, что банк способен грамотно идентифицировать именно его проблему, профессионально решить ее, учитывая все детали ситуации. Далеко не все банки способны оказать качественные "штучные" услуги, необходимые именно этому клиенту, именно в этой ситуации, именно в этот момент времени. Для этого нужны и ресурсы, и опыт, и технологии, и наработанные контакты с зарубежными партнерами. Всем этим обладает наш банк. Это и есть наше конкурентное преимущество.

Конечно, существует и другой аспект персонализации обслуживания - для кого-то просто важно, чтобы операционистка улыбнулась, когда берет платежки. Это ведь естественное подтверждение нормальной комфортной рабочей атмосферы, общей человеческой культуры.

Наконец, важна способность банка оказывать технически сложные, масштабные, конкурентоспособные с точки зрения ценообразования услуги. Это тоже могут лишь единицы среди российских банков.

Итак, очень высокий уровень технологичности и стабильности работы по оказанию широкого спектра услуг и операций, персонализация взаимоотношений банк- клиент, возможность оказывать масштабные, технически сложные услуги - вот такой круг конкурентных преимуществ ПСБ мне бы хотелось отметить.

- Не секрет, что все банки ощущают себя конкурентами, но внутренние процедуры у каждого банка разные. Это является проблемой?

- Все банки немного разные по своей внутренней организации, и это характерно не только для российских банков. Тем не менее последнее время мы идем по пути стандартизации многих операций, которые становятся весьма схожи во многих банках. Например, приблизительно одинаково организован кредитный процесс, одинаков и подход к анализу заемщика.

У нас, правда, вряд ли когда-нибудь будет такой уровень унификации и стандартизации банковской деятельности, как, например, в США, где существуют региональные ассоциации банкиров штата, которые согласуют и утверждают все, вплоть до типовых форм договоров. Так или иначе, именно новое квалифицированное решение отдельных вопросов российские банки считают своим ноу-хау, своим конкурентным преимуществом, и пока не вполне готовы делиться со всеми. Думаю, что и к тому времени, когда банки выйдут примерно на один квалификационный уровень, разница в каких-то процедурах будет существовать.

Банки и синдикаты

- В условиях неадекватной масштабу экономики капитализации банковской системы многие специалисты видят спасение в более тесном сотрудничестве самих банков. Например, выдача синдицированных кредитов...

- Даже в зарубежной практике синдицированные кредиты - единичные, штучные вещи. В России же банки пока не готовы к этому. Дело в том, что такое объединение сил предполагает как высокий уровень доверия, так и наличие необходимых ресурсов. К сожалению, длинных денег у российских банков сегодня не так уж много. Какой смысл одному банку объединяться с другим, чтобы кредитовать предприятие для пополнения оборотных средств? Каждый банк в состоянии это сделать самостоятельно. Поэтому-то крупнейшие проекты реализуются либо за счет привлечения западных, международных источников финансирования, или этим занимаются российские банки с государственным участием. Вот когда пора очень больших проектов совпадет с возможностью давать на большой срок длинные деньги, тогда, я думаю, мы увидим синдикаты российских банков.

Что касается конкуренции, то она есть, это обязательное условие развития бизнеса. Вместе с тем в последнее время банки идут по пути консолидации усилий во многих направлениях. Весьма показателен пример

питерской Ассоциации коммерческих банков. Она сегодня является центром подготовки единой позиции банков по актуальным вопросам законодательного характера, работает над созданием кредитного бюро, формирует базу данных по недобросовестным держателям пластиковых карт. Банки осознали эти проблемы и поняли, что лучше решать их сообща. И хотя абсолютно понятно, что конкуренция вещь вполне реальная, там где банки считают нужным объединить усилия, они их объединяют. Словом, конкуренция не отменяет консолидированных усилий.

Нужны ли банкам западные деньги

- Доверие западных партнеров к России подорвано. Того притока кредитов, который был раньше, пока не наблюдается...

- Вне всякого сомнения, кризис заставил наших зарубежных партнеров пересмотреть свой взгляд на российскую банковскую систему. Их можно понять: они наблюдают сложный процесс восстановления российской банковской системы после кризиса. Я думаю, что крупнейшим западным банкам еще до конца не понятно, завершен ли этот процесс, хотя, вне всякого сомнения, некоторые банки (и ПСБ в их числе) потихоньку восстанавливают свои отношения.

Мы получили положительное заключение аудиторов по итогам 1999 года, повышен международный рейтинг нашего банка. Все это - убедительные симптомы здоровья банка, подтверждение возможности выстраивания с ним нормальных отношений для наших западных партнеров.

Мы как банк в последнее время ощущаем повышенный интерес к себе и стремление целого ряда крупнейших зарубежных партнеров к совместной работе. Ряд экспортно-импортных агентств подтвердил свою готовность сотрудничать с нашим банком, и мы начали эту работу. Западные банки открыли на нас кредитные линии. Безусловно, настороженность есть, и какое-то время она останется. В значительной степени это связано с осторожным отношением к России вообще, к тем процессам, которые происходят в стране.

- Насколько необходимы западные деньги? Может, они вообще не нужны?

- Сказать, что они играют для нашего банка ключевую роль, конечно, нельзя. С другой стороны, российская банковская система не может существовать в автономном режиме. Мы - часть международного бизнеса. Мы как банк ведем международные расчеты и должны поддерживать конструктивные отношения с нашими западными банками-корреспондентами. Для того чтобы эффективно с точки зрения клиента проводить отдельные операции, мы должны выстраивать не только расчетные, но и кредитные отношения.

Прогресс в банковском деле

- Что ожидает банки как технологическую систему в будущем?

- Все говорят об очередном информационном буме, о виртуальных банках, об Интернете, который абсолютно все перевернет. Действительно, Интернет-технологии становятся неотъемлемой частью банковского дела. Особенно ярко это проявляется в ритейловом бизнесе - скоро частные клиенты в основном будем общаться с банкоматом или с персональным компьютером. Впрочем, вряд ли стоит говорить об этом как о единственно возможной перспективе развития банковского дела. Поэтому, делая ставку на самые современные технологии, мы по-прежнему намерены сохранять и развивать ведение банковского бизнеса в его традиционных формах, максимально повышая их технологичность.

- ПСБ - консервативный банк. Но говорят, что в Промышленно-строительном банке происходят значительные изменения уровня автоматизации внутренних процессов.

- Изменения в технологических процессах - вещь перманентная, как ремонт. Но ведь есть ремонт косметический и есть капитальный. Современный банк, в первую очередь, это высокий уровень технико-технологической базы. Мы постоянно модернизируем нашу автоматизированную банковскую систему, многие ее элементы, приложения. Сейчас мы рассматриваем возможность перехода на банковскую систему принципиально нового уровня: не потому, что нас по каким-то принципиальным соображениям не устаивает ныне действующая система - она абсолютно нормальная и надежная. Дело в том, что в обозримом будущем нас ждут принципиально другие объемы как новых, так и традиционных работ, и к этому обязательно надо готовиться.

Вместе с тем сегодня во всех банках все большее и большее значение придается аналитической функции, что опять же требует иных технологических решений, поэтому в силу ряда объективных причин мы в настоящее время готовимся к возможности перехода на АБС уже нового уровня, и проводим очень большие работы в этом направлении.

В регионе и в России

- Расскажите о планах банка, которые касаются Северо-Западного региона.

- Наши планы - работать, работать и работать. Вне всякого сомнения, Северо-Запад остается ключевым направлением развития банка. Осенью мы открываем еще один филиал - в Калининграде. В планах дальнейшего развития - открытие целого ряда отделений. Например, в Вологодской области в дополнение к филиалу в областном центре мы открыли отделение в Белозерске, в Архангельской области собираемся открыть отделение в Череповце, еще один филиал появится со временем в Карелии. Рассматривается и возможность открытия ряда отделений в Ленинградской области. Таким образом, мы начинаем выстраивать в регионе инфраструктуру "второго уровня". ПСБ как бы накрывает уже освоенную территорию более мелкой сетью отделений банка, максимально приближаясь к клиентам. Особенно это важно, когда речь идет об обслуживании физических лиц, в частности, при реализации нашей "пластиковой программы".

В то же время мы рассчитываем расширить взаимодействие с теми немногими самостоятельными банками, которые работают в Северо-Западном регионе. Мы их обслуживаем как банки-корреспонденты, проводим для них целый ряд операций. В целом мы не исключаем возможность даже введения в состав нашей банковской группы отдельных пока что самостоятельных кредитных учреждений.

Кроме того, мы ведь выступаем не только как банк в чистом виде, но и как ядро финансовой группы "Банкирский Дом Санкт-Петербург", и в этом качестве можем решать уже принципиально иные задачи. Так, сейчас в целом ряде регионов обсуждаются крупные лизинговые программы. Этот продукт - совместный продукт банка, лизинговой и страховой компаний - весьма актуален. Поэтому мы всесторонне поддерживаем наших партнеров по этим программам, страховую компанию "Русский мир" и лизинговую компанию "Балтлиз", в их стремлении осваивать региональный рынок Северо-Запада вместе с нами.

- С чем столкнется в ближайшее время Северо-Запад?

- Безусловно, с подъемом национальной экономики, а это большой акцент на проектное финансирование. Это сложные формы инвестиционного кредитования. Это очень сложные формы обслуживания экспортно-импортной деятельности предприятий. Надо учитывать специфику Северо-Запада - Петербург всегда был окном в Европу. Так что огромную роль играют внешние экономические связи. Кроме того, мы предполагаем, что более активно будет развиваться фондовый рынок, и здесь тоже видим свою особую ключевую роль. Намерены мы и продолжать самое тесное сотрудничество со всеми субъектами федерации в регионе. Мы рассчитываем, что оживление экономики потребует банковского сервиса очень высокого уровня. Здесь, в Петербурге, он давно востребован, и мы надеемся, что в ближайшее время он будет востребован на всем экономическом пространстве Северо-Запада.

У партнеров

    Реклама