Дорогу осилит quattro

Лидирующее положение в рыночной нише полноприводных легковых автомобилей в Европе и в России занимает компания Audi из немецкого города Ингольштадта. В 1999 году было выпущено 630 тыс. автомобилей, несущих четыре кольца на решетке радиатора. В среднем около 25% всех собранных автомобилей Audi оснащены трансмиссией с полным приводом. В России 48% покупателей предпочитают полноприводные машины. Самой популярной моделью Audi в нашей стране является А6; доля продаж этих машин в варианте с полным приводом достигает 70%. В мировом автомобилестроении это является очень высоким результатом, превысить который способны лишь специализированные фирмы, такие, как японская Subaru или практически неизвестная у нас французская Dangel.

В красивой обертке

Идея создать полноприводный легковой автомобиль возникла в компании Audi на рубеже 1976 и 1977 годов, когда с конвейера должна была сойти последняя модель NSU Ro 80. Руководитель отдела технического развития ходовой части Audi Йорг Берзингер, находясь в Скандинавии на испытаниях внедорожника VW Iltis, был поражен тем, насколько легко 75-сильный Iltis справляется со снегом и льдом. Ему пришло в голову, насколько убедительными могли бы быть динамические характеристики серийного автомобиля с полным приводом на сухой дороге.

Нынешний президент концерна Volkswagen Фердинанд Пиех, в ту пору член правления по технике, на основе предложения Берзингера принимает решение одеть идею в красивую обертку: создать мощный спортивный полноприводный автомобиль с двигателем от Audi 200 5Т, усиленным до 200 л. с., подвеской от Аudi 100, днищем кузова от Аudi 80 и кузовной конструкцией от Аudi купe. Это позволило провести разработку новой модели всего за три года.

За популяризацию полноприводных Audi взялись не только рекламные силы концерна VW, но и сами его руководители. Так, например, руководитель департамента сбыта концерна "Фольксваген" д-р Вернер Шмидт в январе 1978 года осуществляет такую акцию, как подъем по самой крутой дороге в Австрийских Альпах, имеющей уклон 23%, причем на летней резине. Спустя четыре месяца шеф концерна Тони Шмюкер преодолевает подъем по мокрому склону холма в поселке Штаммхам только на quattro, причем это не удается сделать на переднеприводном автомобиле, который для сравнения также участвует в тесте. Сравнительные заезды по мокрой трассе - дороге на кольце Хокенхеймринг - при участии восьмицилиндрового Порше 928, превосходящего Audi по мощности в четыре раза, доказывают преимущества quattro в скорости и в безопасности. Но тот факт, что и на сухом покрытии quattro почти не уступает в скорости, поражает всех участников заездов больше всего.

Привод - самый полный

Первая модель quattro официально была представлена 3 марта 1980 года на Женевском автосалоне. В 1982 году выходит полноприводный седан для повседневного пользования Audi 80 quattro. В 1984 году к нему присоединяются Аudi 100 и Аudi 200. В 1985 году в каждом модельном ряду Audi есть по крайней мере по одному варианту quattro. Сегодня полный привод quattro имеет каждый четвертый автомобиль марки Audi.

Особенностью полноприводной техники Audi является постоянство режима quattro. Это позволяет использовать его преимущества в самых неожиданных дорожных ситуациях. Автомобиль не нуждается в применении сложных агрегатов переключения, таких, как промежуточная раздаточная коробка. Ее заменил центральный дифференциал на задней части коробки передач. Легкий полый вал внутри только одного картера коробки выполняет обе функции - распределения нагрузки и уравновешивания осей.

Секрет успеха полноприводной гаммы Audi кроется в двух основных моментах. Первым и важнейшим из них является предложение полного привода как само собой разумеющееся. Полноприводные модели есть в производственной программе практически всех крупных автопроизводителей, но там они стоят как бы обособленно и предлагаются редким ценителям. Вторым фактором успеха является экономический. Эксплуатационные расходы полноприводной Audi практически не отличаются от тех, что несут владельцы автомобилей с традиционной трансмиссией. Объемы продаж легковых автомобилей с полным приводом растут с каждым годом.