Формы выяснения отношений на высококонкурентных рынках становятся все более изощренными. Вопрос ставится уже не о качестве товара, равно как и не о защите прав потребителей - враждующие фирмы просто ловят друг друга на мелочах. Причем часто список грехов обеих сторон примерно одинаков. Вопрос лишь в том, кто кого первым обвинит.
Недавно началась очередная стадия процесса компании "Юнилевер" против главного конкурента на рынке маргаринов - петербургской фирмы "Петроимпорт". Проигравшие в первой инстанции петербуржцы подали на апелляцию.
Суть вопроса: является ли обманом потребителей реклама жирового продукта "Деревенское" как масла? "Петроимпорт" считает, что название "маргарин" его продукту подходит мало. А европейские термины "минарин" и "спрэд" местный потребитель не поймет. Поэтому, исключительно с целью заботы о потребителе, был выбран термин "мягкое масло". И вскоре "Петроимпорт" даже рассчитывает внести его в ГОСТ.
Но "Юнилевер" смог доказать в суде первой инстанции, что для российского потребителя "масло" обязательно означает сливочное. Понятно, что "Деревенское" к сливочным не относится. По этому случаю "Петроимпорт" заставили снять с телепроката рекламный ролик и запретили использовать "нехорошее" слово впредь.
Однако аргументы "Юнилевера" практически полностью апеллируют к эмоциям и семантическим тонкостям. А с этой точки зрения собственный продукт "Юнилевера", "Рама", является самым главным нарушителем в России. Рекламная кампания этого продукта была настолько успешна, что огромная доля потребителей считает его маслом (причем именно сливочным), хотя сейчас в рекламе прямо об этом не говорится.
По данным исследований, еще в 1998 году "Рама" была безоговорочным лидером на маргариновом рынке. Сейчас на Северо-Западе она может претендовать от силы на вторую позицию, да и по России ее лидерство вызывает серьезные сомнения. Динамика рыночных показателей свидетельствует исключительно в пользу "Деревенского" - его доля в продажах, по разным данным, выросла за год на 10%!
Если "Петроимпорт" проиграет, то реклама у него будет столь же корректна, как и у "Юнилевера" (что вряд ли поможет последнему). Если выиграет - потребителям придется еще внимательнее читать этикетки на продуктах.
Санкт-Петербург