Комиссия российской Федерации любителей авиации (ФЛА) недавно приняла построенный в кронштадтском ОКБ "Дельфин" четырехместный самолет "Дельфин-3". Он может на бензине марки А-76 пролететь без посадки 1000 километров, а по некоторым характеристикам не уступает ИЛам и ЯКам.
Постройка "Дельфина-3" обошлась его создателям всего в 30 тыс. долларов - половину суммы составляет стоимость материалов и оборудования, остальное - зарплата коллективу из шести человек.
Все они поэты
Среди сотрудников "Дельфина" нет ни одного профессионального конструктора, а ведущий конструктор вообще бывший каменщик - все самоучки, все энтузиасты.
Три школьных приятеля занимались в авиамодельном кружке. После десятого класса нынешний директор ОКБ Петр Левин идет учиться в ЛИАП и в свободное время с бывшими одноклассниками строит планер. В 1966 году они создают свой первый одноместный самолет "ОСА" с двигателем от мопеда и, воодушевленные успехом, вскоре организуют конструкторское бюро.
В 1975 году строится "Дельфин". А после того как в 1988 году Минавиапром объявляет конкурс на лучший учебно-тренировочный самолет и принявший в нем участие эскизный проект "Дельфина" был одобрен специалистами, команда из шести человек в течение четырех лет делает своими руками "Дельфин-2". В 1993 году двухместный "малыш", умеющий выполнять фигуры высшего пилотажа, получит приз на международном салоне в Чернигове.
Бизнес-самолет, но маленький
"Дельфин-3" строился на базе предыдущей модели, но больше напоминает бизнес-самолет, способный вместить пилота, штурмана и двух пассажиров с багажом.
По словам ведущего конструктора ОКБ Чермена Матвеева, на постройку "Дельфина" у них уходит год. Проблема с двигателями решилась просто. Несколько штук в свое время ОКБ получило по бартеру на металлолом от питерской фирмы "Аэрокомпьютер". На "Дельфине-3" стоит чешский двигатель 1962 года выпуска, с ним самолет способен развить скорость 200 км/час, крейсерскую скорость - 180 км/час. Два года назад представители чешской фирмы LOM (бывшие заводы Яна Швермы), выпускающей эти двигатели, подтвердили пригодность оборудования и сказали, что для него отлично подходит бензин А-76.
Амфибия для адмирала
Вероятность получения заказов на "Дельфин-3" достаточно высока. Моделью уже заинтересовались в Пушкине, на последнем авиашоу в честь дня авиации.
Как одно из самых перспективных направлений для нашего региона в ОКБ рассматривают создание самолетов-амфибий. Во всяком случае, сейчас в "дельфиновском" ангаре делают крылья и хвостовое оперение для гидросамолета. Заказчиком является адмирал Геннадий Трубников, начальник Морского колледжа. В "Дельфине" говорят, что он к авиации с детства неравнодушен. Мечты мечтами, а вот такие же любители авиации в Самаре уже наладили производство летающих амфибий и продали Якутии 20 штук за 1 млн долларов. В Ленинградской области такие машины тоже нужны, поскольку они не требуют специальной взлетно-посадочной площадки и ангара для хранения.
ОКБ способно строить только штучные экземпляры, каждый самолет делается в буквальном смысле руками. Для более масштабного производства планируется использовать базу двух военных авиастроительных заводов в пригородном Пушкине, о чем сейчас ведутся переговоры.
Реальным выходом на рынок небольших самолетов могут послужить две авиавыставки в следующем году. Одна, "МАКС", пройдет в Жуковском под Москвой, другая, международная "AERO", - недалеко от Баден-Бадена. Потенциальных заказчиков могут привлечь тактико-технические данные самолетов и конкурентоспособная цена - около
60 тыс. долларов, примерно в полтора раза ниже зарубежных аналогов. Но если ОКБ заключит контракт, предстоят немалые хлопоты: получение лицензий на конструирование и производство самолетов (любители имеют право делать это только для собственных нужд).
Источники финансирования
Пока же ОКБ приходится зарабатывать на сборке из полуфабрикатов американских моделей "КИТ". Сейчас в ангаре собирается самолет (за сборку платят немного, около 5 тыс. долларов), а два года назад для петербургской фирмы "Рефлай" был сделан небольшой вертолет. Но денег на развитие, понятно, мало. И поэтому приходится активно использовать экзотические для самолетостроения источники финансирования: доходы от приема пустых бутылок и автоперевозок на собственной грузовой машине и микроавтобусе.
Санкт-Петербург