Интересное кино

Культура
Москва, 27.11.2000
«Эксперт Северо-Запад» №20 (27)
Оказывается, в Америке есть не только Голливуд

О том, что в Америке есть не только Голливуд, догадываются немногие. Еще меньше народу знает, как именно выглядит американское альтернативное киноискусство. Прошедшая в кинотеатре "Спартак" ретроспектива предоставила шанс побаловаться "экзотикой", а главное - познакомиться с историей американского киноандеграунда "в картинках", от 1940-х до 2000 года: основные направления, знаковые имена, ключевые идеи.

Знаменательно, что этот показ совпал с эрмитажной выставкой Энди Уорхола. Вещи и идеи, что перевернули мир в 1960-1970-е, наконец-то пришли и к нам. Можно с криками "осанна" окунуться в неизвестную дотоле стихию, можно удивиться: не поздно ли, ведь на дворе скептические 90-е? Тем не менее, фильм Энди Уорхола "Девушки из Челси" стал центральным событием акции в "Спартаке".

Ультрапопулярный художник Уорхол не обрел широкой известности как кинорежиссер. Неудивительно. "Девушки из Челси" (его самая знаменитая картина) длятся три с половиной часа: вам без конца и без перерыва прокручивают две киноленты, на которых какие-то люди, вместе и поодиночке, сменяя друг друга, о чем-то разговаривают, сорятся, долго подстригают себе челку, читают, курят марихуану. Гомосексуалисты, проститутки, экзотичная тусовка. Отсутствие какого бы то ни было сюжета, плохой звук, бесконечно однообразные статичные сцены. Но поразительно - это действо приковывает тебя к экрану на три часа, словно погружая в медитативный поток завораживающей контркультуры 60-х.

Остальным программам можно присвоить разную степень увлекательности и экспериментальной храбрости. С одной стороны - шокировавший многих фильм "Окно Вода Движение младенца", где во всех подробностях заснят процесс рождения ребенка. С другой - импровизационный перфоманс в фильме Роберта Флэнка и Альфреда Лесли "Погадай на ромашке" и своеобразный кинодневник "Сцены из жизни Энди Уорхола", составленный из фрагментов частных кинохроник Ийонаса Мекаса. Многого ожидали от последней программы "Многоликий Нью-Йорк: новые голоса девяностых" - созданных буквально в последние годы и месяцы фильмов молодого поколения кинохудожников. Чаявшие экстремизма были разочарованы. На первый план вышли эксперименты с кинопленкой, переосмысление архивных лент, игра с голливудскими мифами. Авторские голоса едва пробивались сквозь плотный винегрет, нарезанный из старого кино.

"Прекрасный и яростный" мир киноавангарда США никогда не становился культовым. Но в Петербурге он неожиданно прозвучал как эстетская альтернатива масскульту (с одной стороны) и бодрящее лекарство мертвеющему традиционализму (с другой). А еще - это было просто интересное кино.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (27) 27 ноября 2000
    Новгородская область
    Содержание:
    Реклама