Всемирный отель "Санкт-Петербург"?

Экономика и финансы
Москва, 27.11.2000
«Эксперт Северо-Запад» №20 (27)

Открытое обсуждение "Стратегического плана Санкт-Петербурга", развернутое в журнале "Северо-Запад"**, дает возможность глубже вникнуть в одну из важнейших проблем городского управления.

Не стану вступать в полемику о способе "производства" стратегических планов - надо привлекать народ или нет. К сожалению, и критики, и защитники плана так увлекаются, что, обсудив процесс, забывают проанализировать результат.

А результат, с моей точки зрения, страдает многими недостатками: в плане неточно расставлены основные акценты и неверно определены приоритеты. Не следует, вероятно, тратить слишком много сил на обоснование аксиомы о том, что богатейший потенциал Санкт-Петербурга зиждется прежде всего на "качественной" составляющей городского населения: его высоком профессиональном, образовательном и культурном уровне. Все это нашло отражение в динамичном научно-производственном потенциале Петербурга: мировых кондиций научные и технические достижения, немалое число крупнейших в России промышленных предприятий. К "статичным" ресурсам следует отнести геополитическое положение Петербурга, концентрацию разнообразных транспортных сетей, культурно-историческое наследие, знаменитые памятники архитектуры и искусства. Скрупулезный и совокупный учет всех этих преимуществ, выстраивание здравой иерархии ценностей позволит реализовать преимущества Петербурга.

Мне представляется, что предложенный "Стратегический план" не видит всей гаммы обстоятельств, а как бы выхватывает из ситуации удобные сиюминутные фрагменты.

Такой вариант развития опирается, по сути, на сверхприбыльную модель экономики, где роль государственного регулирования заблокирована, сведена к решению мелких, "диспетчерских" вопросов. Он лишь закрепляет существующую ситуацию, но в нем нет и тени намека на новое завоевание традиционных прежде для Петербурга рынков в России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

"Стратегический план" фактически лишает Санкт-Петербург статуса научно-технического центра страны, лидера научно-производственной деятельности. План навязывает городу участь пресловутых "европейских ворот", то есть, если быть откровенными, перевалочного пункта чужих товаров. Это, выражаясь военным языком, сдача позиций по всему фронту.

Спору нет, геополитическое положение - важный фактор стратегии, но он был определяющим при Петре I, в момент основания города. Почти 300 лет город развивался как социально-экономический механизм, достраивая что-то к изначально выгодной своей географии. Но сегодня авторы "Стратегического плана" вновь предлагают эксплуатировать исключительно эту самую географию. На передний план выдвигается образ города-отеля, города-терминала, города-купца, города-музея. Однако превращать прекрасный приморский центр в сплошную сверкающую витрину или бескрайний постоялый двор с пятью миллионами вышколенных гарсонов и горничных - пустое, неблагодарное занятие. Потомки не простят нам такого легкомыслия и справедливо взглянут на нас "с усмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом"...

Основное, что отличает нас от других городов России и мира, - высочайший интеллект и производительные возможности. Мы всегда были городом ВПК - это квалифицированные кадры, технологии, развитая наука, как фундаментальная, так и прикладная. На это и надо делать ставку.

Если угодно, город можно рассматривать как огромную коммерческую организацию, у которой есть обязательства перед своими работниками, то есть перед горожанами: выплачивать зарплаты и пенсии, стипендии. Но для начала нужно научиться зарабатывать. Как? Выпуская конкурентоспособную научную продукцию, в частности, то, что называют "высокие технологии". В этом, на мой взгляд, упущенный в "Стратегическом плане" приоритет развития города.

Один из авторов "Стратегического плана" Борис Жихаревич в статье "Реплика из-за ширмы" как очевидное его достоинство отмечает: "Он (план. - С. М.) четко декларирует умеренно-либеральные ценности". Так ли очевидно хороши эти умеренные либеральные ценности?

Мы переживаем сегодня сложнейшую эпоху первоначального накопления капиталов, когда все фундаментальные процессы отнюдь не завершены, когда исходные элементы, образно говоря, еще плавятся и переплавляются в своеобразном общественно-экономическом тигле. И надо терпеливо ждать завтрашнего дня, чтобы увидеть, какую отливку, какую социальную "физиономию" явят нам нынешние события. События, отягченные пугающей криминализацией жизни, неизбежными колоссальными расходами на преодоление экологического кризиса. На этом фоне разумное государственное регулирование экономики становится не просто желательным гостем. Оно представляется альфой и омегой нашего существования и выживания, если мы не хотим, конечно, превратить процессы в эксцессы. Осязаемое государственное регулирование должно зримо присутствовать в наших экономических программах, должно охватывать, в первую очередь, те авангардные участки, где городу посильно удержать или отвоевать лидирующие позиции в стране, международном регионе или на мировой арене в целом.

И, безусловно, стратегический план развития одного из крупнейших в мире мегалополисов должен отвечать многообразным социально-экономическим реалиям и еще: отражать мнение горожан, а не точку зрения единственной экономической школы, пусть даже такой замечательно либеральной, как петербургская.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (27) 27 ноября 2000
    Новгородская область
    Содержание:
    Реклама