"Пластиковое" перенасыщение

Москва, 27.11.2000
«Эксперт Северо-Запад» №20 (27)
Практически закончив раздел рынка потенциальных держателей пластиковых карт, петербургские банки начинают активно развивать инфраструктуру по их обслуживанию

Времена экспериментов на российском рынке пластиковых карт ушли. Еще несколько лет назад в стране существовало несколько крупных внутренних платежных систем (таких как Union Card, STB-Card, "Золотая корона"). Практически все они оказались нежизнеспособны, и постепенно чисто российские карточные продукты стали вытесняться широко известными международными - в первую очередь, картами ассоциаций VISA Int. и Europay Int.

Фундамент заложен

Банки, эмитирующие российские карты, все чаще стали печатать на них международные логотипы, что явно добавляло российскому рынку "пластика" цивилизованности и заставляло крупные мировые платежные системы воспринимать наш рынок как едва ли ни самый перспективный в мире.

Все это в полной мере относится и к Петербургу - второму после Москвы российскому региону по емкости "пластикового" рынка. Банки северной столицы уже практически не предлагают клиентам чисто российские карты, а стараются эмитировать карточные продукты с привычными для большинства европейцев логотипами. Число выданных петербуржцам международных карт составляет, по разным оценкам, от 500 тыс. до 1 млн. штук. Другими словами, владельцами признанных во всем мире банковских карт является уже около трети трудоспособного населения города.

Знаковым этапом в развитии петербургского пластикового рынка стал августовский кризис 1998 года. В считанные недели и даже дни рынок покинули практически все московские банки (исключение составили разве что Сбербанк, Альфа-банк и Автобанк), долгие годы являвшиеся столпами "пластикового" бизнеса. После того как карты Инкомбанка, "СБС-Агро", "Российского кредита" и целого ряда других столичных банков стали не более чем куском бесполезного пластика, ведущие позиции на петербургском рынке прочно заняли четыре "игрока" - Промышленно-строительный банк, "Санкт-Петербургский банк" Сбербанка, "Балтийский банк" и "Петровский народный банк". За два с лишним года после кризиса они лишь упрочили свою лидирующую роль, попеременно уступая друг другу пальму первенства. Другие же кредитные организации по числу эмитированных карт уступают любому банку из этой четверки в десятки и даже в сотни раз. Но эти банки (в первую очередь, филиалы московских и питерские, ориентированные на элиту) рассматривают "пластик" не как крупный бизнес, а либо как дополнительную услугу клиенту (например, "БАЛТОНЭКСИМ Банк" и МБСП), либо как способ привлечения состоятельных клиентов. Так, например, петербургский филиал "Банка Москвы" пропагандирует карты VISA Travel Money для туристов и выезжающих за рубеж. "Средства, находящиеся на карте VISA Travel Money, не декларируются на таможне, - говорят в "Банке Москвы". - Кроме того, упрощен процесс оформления карточки: она оформляется на предъявителя. Уехать с ней может любой человек, но при условии, что он знает четырехзначный PIN-код".

Зарплату поделив

У каждого из четырех банков-лидеров есть, разумеется, своя специфика. "Петровский народный банк" и Сбербанк в силу специфики своей клиентуры больше ориентированы на работу с социально незащищенными слоями населения. ПСБ и "Балтийский банк" по объемам эмитированных "активных" карт (то есть тех, по которым регулярно фиксируются транзакции) несколько уступают, однако наличие у них сильной клиентуры позволяет иметь более значительные остатки на счетах. Что лучше, если рассматривать "пластиковый" бизнес именно как бизнес, еще большой вопрос.

Однако есть то, к чему стремятся все без исключения банки, работающие с "пластиком". Речь идет о так называемых "зарплатных" схемах, когда целое предприятие переходит на начисление заработной платы персоналу через пластиковые карты какого-либо банка. Выгода здесь обоюдная - руководитель предприятия заметно облегчает работу своей бухгалтерии и экономит на инкассации, банк же получает дополнительные ресурсы в виде остатков на карточных счетах и комиссии от операций с эмитированными картами. По самым скромным оценкам, 90-95% выданных петербургскими банками карт являются "зарплатными". Это, как правило, дебетовые продукты типа Cirrus-Maestro или VISA Electron, не допускающие овердрафта (перерасхода средств по счету). Но, по утверждению представителей банков, в последнее время доходы кредитных организаций от операций с одной дебетовой картой стремительно приближаются к доходам от транзакций с кредитной картой типа VISA Classic или Eurocard/MasterCard Mass. Это свидетельствует о том, что "зарплатные" проекты нужны банкам не просто как средство наращивания объемов эмиссии, но и как источник дополнительной прибыли.

Как считает начальник управления "Карточный центр" ПСБ Дмитрий Андреев, в больших объемах эмиссии "зарплатных" карт нет ничего плохого. По его словам, сами системы VISA Int. и Europay Int. активно стимулируют реализацию банками "зарплатных" схем, полагая, что именно они помогают развитию "пластикового" рынка в России.

Однако в Петербурге реализация "зарплатных" схем начинает сталкиваться со все большими трудностями. Причина в том, что все основные крупные корпоративные клиенты уже "разобраны" и, соответственно, свободное пространство на рынке год от года сужается. Любопытно, что самые "лакомые" клиенты и тут достались ПСБ и "Балтийскому банку". Первый обслуживает, в частности, "Ленэнерго", "Петербургскую телефонную сеть", пивоваренную компанию "Балтика", Санкт-Петербургский метрополитен, второй - Октябрьскую железную дорогу и связанные с ней структуры, а также "Горэлектротранс".

Подобная насыщенность петербургского рынка "зарплатными" проектами вынуждает банки все больше думать о развитии инфраструктуры по обслуживанию карт. Сразу после кризиса, в конце 1998 - начале 1999 гг., это развитие явно притормозилось, и многие банки не без труда справлялись с обслуживанием выданных карт. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась. Банкиры не скрывают, что только активное развитие инфраструктуры создаст предпосылки для нового рывка на рынке. Судя по всему, 2001 год будет интересен тем, что банки уделят особое внимание уже не столько увеличению числа обслуживаемых карточных счетов, сколько расширению сети по приему и обслуживанию карт.

ПСБ, имеющий самую разветвленную в городе банкоматную сеть, намерен в 2001 году ее почти удвоить, установив еще около 70 банкоматов. "Балтийский банк" уже к февралю 2001 года доведет число банкоматов в Петербурге до 100 (сейчас - 70), причем это будут банкоматы последнего поколения. Не менее грандиозные планы строят Сбербанк, "Петровский народный банк" и устремившийся в погоню за лидерами "Инкасбанк". Помимо установки банкоматов, банки стремятся также активно увеличивать число установленных POS-терминалов в торговых точках, предназначенных для приема карт к оплате. Однако и тут потенциальный рынок стремительно сужается - практически все средние и крупные торгово-сервисные предприятия уже охвачены POS-терминалами.

Расширяя присутствие

Одна из реальных возможностей банков по расширению своего карточного бизнеса заключается в более интенсивном покорении рынка других регионов, в первую очередь на Северо-Западе. Вопреки расхожему мнению о том, что в провинции продолжают побаиваться современных банковских технологий, "пластиковый" бизнес там практически не встречает препятствий. "Петровский народный банк", который на днях устами председателя правления Юрия Головина объявил об открытии в следующем году 30 новых филиалов за пределами Петербурга и Ленинградской области, уже прорабатывает вопрос о распространении на другие регионы своих технологий по выдаче пенсий и о краткосрочном кредитовании пенсионеров через пластиковые карты. ПСБ и "Балтийский банк" уже имеют, к примеру, ряд весьма крупных "зарплатных" проектов в Карелии. Что же касается Сбербанка, то после планируемого объединения с 2001 года шести региональных структур в "Северо-Западный банк" Сбербанка его возможности по распространению "пластика" в другие субъекты Федерации на Северо-Западе станут просто неограниченными.

Еще один возможный путь развития "пластикового" бизнеса - взаимное снижение банками тарифов по обслуживанию карт в своей сети. Первыми (кстати, не только в Петербурге, но и в России) на это полтора года назад решились "Балтийский банк", "Петровский народный банк" и "Санкт-Петербургский банк" Сбербанка. Они с разрешения системы Europay Int. снизили тарифы при взаимном обслуживании операций выдачи наличных по картам Cirrus/ Maestro в своих отделениях и банкоматах с 3 долларов плюс 1% от снимаемой суммы до 0,5 доллара плюс 0,5% суммы. На подготовительном этапе к этой тройке планировал подключиться также и ПСБ, однако он в последний момент отказался, посчитав свое участие в проекте с экономической точки зрения нецелесообразным. По оценке заместителя председателя правления "Балтийского банка" Игоря Григорьева, после подписания тремя банками соглашения о взаимном снижении тарифов количество транзакций в сети банков-партнеров выросло к настоящему времени в 9-10 раз. Правда, сейчас речь идет уже всего о двух банках: Сбербанк, централизующий в связи с реорганизацией свою эквайринговую сеть, вынужден был в октябре отказаться от участия в проекте.

Наконец, еще один путь развития "пластикового" бизнеса заключается в использовании новых технологий. Речь идет в первую очередь об интернет-проектах. Наиболее известны в Петербурге два - банка "МЕНАТЕП Санкт-Петербург" и "Альфа-банка". Первый разработал проект "Домашний банк" (Home Banking), позволяющий, в частности, управлять своим карточным счетом через Интернет, а также проект "Электронный торговый ряд", представляющий собой по сути интернет-магазин. "Альфа-банк" предложил в октябре возможность открытия виртуальных карт Eurocard/Master Card, предназначенных только для оплаты покупок в интернет-магазинах. Сейчас эти проекты кажутся совершенно экзотическими, но, возможно, уже через год банки, которые осмелились стать "более виртуальными", будут считаться пионерами в развитии интернет-пластика.

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (27) 27 ноября 2000
    Новгородская область
    Содержание:
    Реклама