Газуй на здоровье

Россия не собирается перекрывать Эстонии газовый вентиль

В последние месяцы на российском деловом и политическом Олимпе вновь активизируются разговоры о том, что из-за транзита своих грузов через страны Балтии - в первую очередь называется Эстония - Россия теряет огромные деньги. Однако член правления акционерного общества Eesti Gaas AS Сергей Загребайлов склонен считать такие разговоры не более чем политической риторикой, употребляемой в разное время с разными целями, но не отражающей реальных намерений российского руководства перекрыть кому-то "кислород". Во всяком случае, по мнению Загребайлова, Россия закручивать газовый вентиль не собирается.

Eesti Gaas не принадлежит к числу транзитных или транзитозависимых предприятий: природный газ, поступающий сюда с востока, здесь же и реализуется. В этом смысле (то есть с точки зрения технической) в Эстонии действует тупиковая газовая система, которая целиком зависит от поставок из "непредсказуемой" России. А за все годы существования независимой Эстонской Республики был лишь один короткий период, когда "из Москвы" прозвучала реальная угроза перекрыть газовый вентиль, да и то по причине сугубо прозаической - за неуплату. И тогда дальше угрозы дело не пошло: когда долг был возмещен, все вновь вернулось в нормальную колею.

За последнее время, по словам директора отдела маркетинга Eesti Gaas Рауля Котова, произошел резкий скачок потребления газа, особенно в производстве электроэнергии, что обусловлено резким подорожанием нефти на мировых рынках. В 1999 году в Эстонии реализовано 717 млн кубометров газа, а прогноз к концу 2000 года - 850 млн. Это превышает рекордный 1996 год, когда после введения собственной валюты (кроны) - Эстония закупила у России 816 млн кубометров "голубого золота". Если прежде доля газа в электроэнергетике составляла в Эстонии около 2%, то теперь она увеличилась до 10%. Газ на ТЭЦ "Иру" под Таллином, как утверждает ее главный инженер Янис Айварс Балодис, обходится предприятию на 15-20 процентов дешевле, чем мазут. И хотя переход всех котлов на газовое топливо обошелся станции в 12 млн крон (около 670 тыс. долларов), затраты очень скоро окупились.

Котельные в Эстонии и раньше использовали газ для отопления жилых и промышленных зданий, но его доля не превышала в "пиковые" периоды 50-70% от общего объема потребляемого топлива. Сегодня удельный вес газа достигает здесь 95-100%. Только за последнее время выбор в пользу газа сделали Таллинский фармацевтический завод и фирма Fazer Eesti. Газом будут отапливаться все высотные здания, возводимые в центре эстонской столицы, а также большинство новых жилых районов. Переход с мазута на газ уже сегодня позволяет экономить на каждом киловатт-часе до 31 цента.

"Северный маршрут" - интеграция без политики

Сами владельцы Eesti Gaas свою здешнюю систему тупиковой не считают. Хотя бы уже потому, что германский Ruhr Gas, российский "Газпром" и финский Fortum, совместно владеющие почти девяноста процентами акций Eesti Gaas, фактически являются монополистами по добыче и продаже газа не только в данном регионе, но и почти во всей Европе. Особенно тандем Ruhr Gas - "Газпром", владеющий по сути всеми "родственными" фирмами Балтии и многих северных стран и осуществляющий свою экспансию в Польше, Чехии и Словакии. При этом немцы - не только деловые партнеры "Газпрома", но сегодня и совладельцы российского "монстра", 4 процента акций которого принадлежат Ruhr Gas.

О том, сколько теряет Россия при транспортировке природного газа в Европу через Украину и Белоруссию, написано и сказано достаточно. Неплатежи за сами поставки в эти новые государства, по некоторым оценкам, даже уступают стоимости "утечек" газа из так называемого несанкционированного отбора (попросту воровства). Поэтому и было решено прокладывать газопровод с лирическим названием "Голубой поток" по дну Черного моря (впервые в мире на глубине более 2 тыс. метров), что обойдется очень недешево, но затраты окупятся за счет ликвидации потерь.

Аналогичный проект ("Северный маршрут") у "Газпрома" имеется и для моря Балтийского. Но уже исходя из других соображений: чтобы увеличить транзитный поток, особенно из расчета освоения новых месторождений в Баренцевом море. Здесь глубины не те, да и партнеры понадежнее. Вот тогда Эстония из "тупиковой ветки" станет "проточной". И хотя о прямом транзите и в этом смысле говорить трудно (технически и географически Эстония не вписывается в маршрут самого трубопровода), соединение газовой перемычкой с соседней Финляндией вполне реально, и тогда возникает единая закольцованная система. Выгода такой схемы возрастает еще и потому, что в соседней Латвии имеются естественные подземные емкости, пригодные, а главное, достаточные для хранения запасов, способных покрывать в дальнейшем потребности при пиковых нагрузках.

Прагматизм против пикетов

Природный газ может стать отличным заменителем нефтепродуктов и в качестве моторного топлива. С учетом сотрясающего сегодня Европу (и не только) топливного кризиса остается только удивляться, почему до сих пор подобной альтернативой всерьез не озаботился никто в Эстонии. Близость поставщика, практически неисчерпаемые запасы сырья и его относительная дешевизна делают такой бизнес вполне привлекательным. Слово - за транспортниками, потому что газовики заняты своим прямым делом: добычей, транспортировкой и продажей исходного продукта.

Действительно, в какой-то момент газ как автомобильное топливо оказался неконкурентоспособным. Но время и конъюнктура не стоят на месте и сегодня все большее значение приобретают проблемы экологии. В Хельсинки уже принято специальное постановление о защите окружающей среды от отходов, возникающих при использовании нефтепродуктов в качестве моторного топлива. Для этой цели настойчиво рекомендуется переводить городской транспорт на альтернативные виды тяги, в том числе и с использованием сжатого или сжиженного природного газа.

В Эстонии дела идут не так прытко. Чиновники таллинской мэрии бывают в Хельсинки едва ли не чаще, чем у себя в кабинетах. Однако по-настоящему полезного опыта не видят или не хотят видеть. А то и вовсе (в знак протеста, что ли?) реагируют на увиденное с точностью "до наоборот", в результате чего появляются на свет такие проекты, как ликвидация одного из видов экологически чистого городского электротранспорта - троллейбусов.

"Мы могли бы гарантировать транспортникам на период окупаемости (от трех до пяти лет) относительно льготный уровень цен на газ, - говорит Загребайлов. - На каких именно условиях - это предмет конкретных переговоров и консультаций. Однако пока реакции с их стороны не наблюдается..." Пока же транспортники и сельхозпроизводители, по которым повышение цен на моторное топливо ударило сильнее всего, озабочены тем, как бы "выбить" из правительства новые дотации в возмещение ущерба. На 13 декабря намечена акция протеста крестьян и хуторян возле резиденции правительства в Таллине, если правящий кабинет не удовлетворит их требования по компенсации потерь. Конечно, пикетировать проще, чем установить компрессоры и заправляться газом. Но не исключено, что уже сегодня предприимчивые люди где-то реализуют эту идею. Эстонцы ведь всегда славились своим прагматизмом.

Таллин