Для чайников

Денежные обороты чайного рынка растут, борьба между фирмами становится жестче

В уходящем 2000 году закончилось преодоление последствий двухлетней давности кризиса - в подавляющем числе отраслей отечественной промышленности обозначился подъем, в крайнем случае - стабилизация. Стабилизировались и качнувшиеся в 1998-1999 годах потребительские рынки. На одних появились новые тенденции, на других после перерыва наблюдаются прежние, наметившиеся до кризиса.

В течение этого года достаточно четко определилась ситуация на рынках чая и кофе, всем стало ясно, в какую сторону развиваться. Участники кофейного рынка празднуют возврат покупателей (рынок кофе по объемам и структуре спроса практически приблизился к докризисному уровню), а конкурирующим с ними чаепроизводителям и чаеторговцам предстоит приложить больше усилий, чтобы сохранить завоеванных потребителей. Часть из них, а именно кофеманы, будет гарантированно потеряна - в первой половине 2000 года уже наблюдалось некоторое сокращение ввоза чая. Поэтому борьба между чайными поставщиками станет жестче. В более выигрышном положении окажутся те, кто сделал приоритетом дорогое качество против дешевого ширпотреба, на некоторое время заместившего дорогостоящие сорта при сохранившихся в целом объемах потребления (после кризиса россияне не отказались от любимого напитка). Перетекание предпочтений от низкосортных к марочным сортам было в этом году главной тенденцией для большинства сегментов рынка - сказался рост благосостояния населения. А спрос на качественный товар, видимо, завершит окончательное формирование основных брэндов, число которых сократится.

Чайный пирог

Сейчас в Петербурге около 60% покупок приходится на листовой чай и 20% - на гранулированный. Объем потребления ароматизированного и зеленого чая невелик - не более 2% (немного, но если взглянуть на весь Северо-Западный регион, то выяснится, что ароматизированные и фруктовые чаи потребляют практически только в Петербурге - дальше вглубь "компот" не приживается). А доля покупок пакетированного чая в Петербурге даже больше, чем в других городах РФ - свыше 14%. По сравнению с сентябрем прошлого года этот показатель как в Петербурге, так и в целом по России вырос почти вдвое и продолжает увеличиваться.

Принято считать, что из двух сотен фирм, работающих на отечественном чайном рынке, четыре - "Орими трейд" (признанный лидер на Северо-Западе), ТД "Гранд", "Юнилевер СНГ" и "Майский чай" - вместе контролируют более половины рынка. В число крупнейших входит также "Никитин", но в связи с фактическим простоем двух из трех фабрик фирмы ее составляющую на рынке сейчас определить сложно. Суммарную долю еще 15 фирм с довольно значительным оборотом эксперты* определяют как "две трети от оставшегося". Но единодушия среди специалистов нет. Например, Ярослав Томановский и Дмитрий Герасимов ("Майский Чай") считают, что легальным мелким фирмам, не входящим в упомянутую выше "двадцатку", в регионах принадлежит до 40% рынка. Им вторят и другие менеджеры-практики, которые полагают, что более 7-8% российского рынка ни одна фирма занять не может. Но есть единый для всех опрошенных вывод: со временем в России останется десяток национальных фирм, но в каждом регионе все равно будут присутствовать один-два местных брэнда.

Местные мы...

В каждой области есть несколько крупных местных продавцов, которые, несмотря на экспансию национальных компаний, удерживают свою нишу на рынке. В Петербурге таким примером могут быть "Северо-Западная чайная компания" (торговая марка "Сэр Кент") и торговый дом "Рубин". Впрочем, граница между региональными и национальными брэндами никогда не прослеживается четко. Президент "Северо-Западной чайной компании" г-н Фернандо полагает, что его брэнд сейчас занимает 1,5% всего российского рынка: компания, имеющая собственное фасовочное производство, продает порядка 200 тонн чая в месяц. В течение ближайших трех лет он собирается ввести свою фирму с региональной пропиской в тройку национальных лидеров - по крайней мере, не видит к этому препятствий.

Обратный пример - торговый дом "Рубин". Фирма приобрела известность как "Рубин-Аджио". Со временем прекратился поток клиринговых поставок чая из Индии в адрес ЦКБ "Рубин", изменились и отношения с индийской фирмой Agio - она стала просто торговым партнером. И если в середине 90-х "Рубин" можно было рассматривать как одного из претендентов на национальное лидерство, то к 1998 году речь шла лишь о брэндинге торговых марок Agio - Sheretea и Qualitea - в Северо-Западном регионе. После кризиса, по словам директора маркетингового центра "Рубина" Алексея Михайлова, "Рубин" решил переориентироваться на предоставление "комплекса услуг по дистрибуции чая в регионе", поддерживая ассортимент продукцией Agio.

Аналогичные "местные знаменитости" есть и в других областях. Новгородское ООО "Дали-Новгород" (чай "Черный дракон") расширяет свое фасовочное производство. Пока объемы новгородского производства относительно невелики, чтобы говорить о переменах в регионе, но его присутствие уже ощутимо. Постепенно становится более заметной и петрозаводская фирма с тропическим названием "Анабэлль" - ее продукцию видели даже на оптовых рынках Москвы.

Санкт-Петербург

*При подготовке материала использованы данные компаний ACNielsen, Gallup Media, СНиЦ, "ТОЙ-ОПИНИОН", "Орими-Трэйд"