Сказка для взрослых

В Театре юного зрителя поставили "Лешего"

С егодня трудно поставить Чехова небанально, одновременно оставаясь в рамках традиционного театра: кажется, уже и автор, и материал устали от бесконечных трактовок "Вишневых садов" и "Чаек". С "Лешим", где Чехов впервые опробовал мотивы будущего "Дяди Вани", дело обстоит иначе. Он не заигран до дыр на нашей сцене, поскольку воспринимается многими как ранний несовершенный набросок, с которым и связываться не стоит. Спектакль ТЮЗа им. Брянцева существенно поправил репутацию "Лешего", явив миру не только великолепный ансамбль исполнителей, но и новое имя в питерской режиссуре: актер Иван Латышев, играющий доктора Хрущова - Лешего, выступил одним из режиссеров в паре с Григорием Козловым.

Здесь играется именно "Леший", с самоубийством Войницкого и четвертым актом после его самоубийства, играется комедия. Это не драма Войницкого, Елены Андреевны и еtс, как в "Дяде Ване". Течет жизнь, и ее течение, со всеми мелочами и отступлениями, оказывается достаточным для содержания четырехчасового спектакля. Существуют "пять пудов" любви, но они не давят страшным грузом на сердца и плечи героев. Любовь и красота присутствуют как воздух, как естественное и необходимое условие существования персонажей.

Этот спектакль поколения тридцатилетних. Здесь нет главного героя. Есть сольные партии, органично звучащие в общем хоре. В удивительной атмосфере лесного, сказочного царства, созданного сценографом Эмилем Капелюшем и художником по свету Евгением Ганзбургом, ткется воздушное полотно человеческих отношений, судеб, чувств, дыханий.

Эта высокая театральная игра - материя спектакля. Здесь "как" едва ли не более важно, чем "про что". Во главу угла ставится не просто проживание драмы героя, но наслаждение от игры. Взять хотя бы Александра Борисова в роли Войницкого - один из немногих в Петербурге актеров, обладающих близким к трагическому темпераментом, он изумительно тонко и точно ведет свою партию несчастного влюбленного, вечного Пьеро. В этой любви сосредоточено все: тоска по ушедшей молодости, желание счастья, преклонение перед красотой, жажда жизни. Но Александр Борисов в "Лешем" всего лишь один из многих. Иван Латышев, Марина Солопченко, Виталий Салтыков, Александр Строев, Ольга Карленко, Василина Стрельникова - все они поют романсы, водят хороводы, танцуют лезгинку и канкан, из взглядов и прикосновений создавая чарующий мир непривычно легкого и озорного Чехова. Уже не Антоши Чехонте, но еще не бронзового кумира в характерном пенсне.

Санкт-Петербург