В неравных условиях

Петербургские полиграфисты борются за возвращение клиентов, которые предпочли услуги зарубежных типографий

По данным Государственного таможенного комитета Россия ежегодно теряет около 500 млн долларов из-за импорта полиграфических услуг, поскольку отечественные заказчики с начала 90-х годов стали постепенно уходить в иностранные типографии, где печатают красиво и вовремя.

Можно, но трудно

Доля Петербурга в общем объеме российского полиграфического производства колеблется, по различным оценкам, от 7 до 20%, но в любом случае для одного города, пусть даже мегалополиса, это много. Поэтому спад в отрасли здесь является весьма болезненным. Неприятным обстоятельством, усилившим местный кризис в полиграфии, стала географическая близость сильных зарубежных конкурентов из Финляндии. В стране Суоми сейчас около половины всех типографских заказов приходится на российские фирмы.

В то же время спрос на полиграфические услуги далеко не удовлетворен. С 1998 года, когда после кризиса отечественные и открывшие производство в России зарубежные компании ринулись заполнять освободившиеся от импортных товаров (особенно продовольственных) ниши, у них возникла нужда в упаковке и этикетках, и объемы так называемой промышленной полиграфии выросли в несколько раз. Правда, в том же году обвалился рынок рекламной (акцидентной) полиграфии - компании прекратили с размахом тратить деньги на буклеты, плакаты и календари со своими логотипами. До августовского кризиса практически во всех неспециализированных типографиях доля акцидентной продукции составляла до 80% заказов, а этикеток с упаковкой - 20%. Сейчас соотношение установилось на уровне 40 и 60% соответственно.

Раньше выбор в пользу заграничных типографий заказчики объясняли низким качеством отечественной полиграфии, а издатели периодических изданий - еще и срывом сроков. Но процесс переоснащения, начавшийся еще в докризисные времена и продолжавшийся, несмотря на экономические катаклизмы, вывел на рынок типографии, вполне способные соперничать по качеству с зарубежными коллегами. Казалось бы, следовало ожидать массового возвращения "убежавших" клиентов. Возвращение, действительно, происходит, но не так активно, как хотелось бы. Камнем преткновения стала цена услуг.

В декабре 1998 года в Москве открылась современная типография "Алмаз-пресс", которая специализируется на выпуске дорогих иллюстрированных журналов. Но, как свидетельствует один из собеседников "Эксперта С-З", ему до сих пор выгодней печататься в финляндской типографии, услуги которой обходятся в месяц на 10 тыс. долларов дешевле - экономия с лихвой покрывает все таможенные платежи и транспортировку.

Множество заказов предприятий, нуждающихся в упаковке, также до сих пор остается за рубежом. По мнению начальника отдела по маркетингу ОАО "Комбинат цветной печати" Сергея Селиванова, это следствие "известных ценовых ножниц": хотя рубль и укрепился, цены внутри страны на сырье и энергоносители растут. Плюс к этому ввозимые расходные материалы и оборудование облагаются пошлинами и НДС, а их стоимость приведена к долларовому эквиваленту. Но полиграфисты просто вынуждены работать на импортных расходных материалах. Все они как один уверяют, что отечественные аналоги найти можно, но они не соответствуют требованиям, которая предъявляет современная полиграфия. Кроме того, замена оборудования на более современное, которая происходит во многих российских и, в частности, петербургских типографиях, далеко не завершена. И когда предприятия встают перед необходимостью закупок бумаги и полиграфических машин за рубежом, они сразу оказываются в неравных условиях с иностранными конкурентами.

"50 на 50"

Цена бумаги составляет 50-70% в себестоимости печати. Финляндские производители делают для своих типографий 30-процентную скидку по недорогим сортам бумаги. Здесь россияне успешно избежали ценовой конкуренции с финнами, освоив выпуск качественной "обычной" бумаги (Картонно-полиграфический комбинат, Светогорский комбинат) не дороже финской. Но с дорогими сортами - мелованной и этикеточной - до сих пор напряженно. Их либо не производят вообще, либо делают в ограниченных количествах. Геннадий Васильев, управляющий делами по Петербургу фирмы "Берег", поставщика финской бумаги для полиграфии, говорит: "Ввозные 15-процентные пошлины на бумаги и НДС делают весьма сложной конкуренцию с иностранными типографиями по цене. Если питерский полиграфист работает с импортной бумагой, то тираж обойдется на 10 процентов дороже, чем печать за рубежом вместе с транспортировкой. Потому что ввозимая промышленная полиграфическая продукция облагается более низкой пошлиной - 5 процентов, а с газетно-журнальной вообще не взимаются ни пошлина, ни НДС". В то же время из-за низкого качества ряда сортов отечественной бумаги или отсутствия некоторых видов вовсе российские полиграфисты вынуждены покупать импортную бумагу в огромных количествах - только из Финляндии на 800 млн финских марок ежегодно (готовой продукции ввозится на сумму вдвое меньше - 250 млн марок).

Еще более внушительную финансовую проблему составляет приобретение за рубежом оборудования. Современная полноформатная машина для производства красочных журналов с повышенным разрешением обойдется в 4-10 млн долларов (восстановленная машина, правда, стоит вчетверо дешевле). К этому следует прибавить 0,8-2 млн рублей НДС. В середине февраля 2000 года был издан приказ российских Государственного таможенного комитета и министерства по налогам и сборам об отмене с 1 мая пошлин на ввозимое высокотехнологическое оборудование. Но на практике документ не работает, поскольку нет разъяснительных актов - остается неясным, к какому типу и классу оборудования применяется приказ.

В общем, поставщики и покупатели полиграфических машин платят 15% пошлины до сих пор.

Ни одна типография не может себе позволить приобретение печатных машин по предоплате. Поэтому используются различные схемы - от кредита до лизинга.

Например, по программе развития малого бизнеса Европейского Банка работают "АГАТ" и "Моби Дик". Другой вариант - привлечение западного инвестора, что удалось "Multiprint". Объем инвестиций в

новую линию составил 5 млн долларов. Через два года планируется реинвестировать деньги в производство. Но, если не удастся попасть в международную программу кредитования или обзавестись солидными зарубежными партнерами, занять деньги негде. Условия российских валютных кредитов крайне невыгодны: учитывая официальную ставку рефинансирования ЦБ (14%), взять валютный кредит у нашего банка можно примерно под 25% годовых. Ну а в Финляндии на покупку полиграфического оборудования дается восьмилетняя отсрочка под 4% годовых.

И хотя все полиграфисты надеются на отмену пошлин и НДС на ввозимое оборудование, бумагу и запчасти, не производимые в России, вероятность этого можно оценить как "50 на 50", поскольку многие лобби в правительстве и Госдуме заинтересованы в сохранении существующих пошлин и налогов.

Но процесс пошел

Ждать перемен к лучшему можно сколько угодно, но делать все равно что-то надо. Многие петербургские типографии до сих пор работают на машинах 70-х годов, но с таким оборудованием отвоевать рынок не удастся. В "МДМ-печати", по словам Валерия Туманова, печатная машина конца 80-х появилась в июле 1999 года. Поначалу пришлось работать в убыток, но за год объемы продаж выросли в пять раз - как только добились 60-процентной загрузки станка. Объемы заказов обеспечили российские издатели. Это цветные вкладки для "Известий" и "Спорт-экспресс", новые красочные газеты "Деловой курьер" и "Державные ведомости". А в июле 1999 года на базу "МДМ-печати" перешел из Финляндии "Деловой Петербург". Тираж в 1 млн экземпляров красочного каталога "Мир книги", который печатался прежде в Италии, теперь тоже выпускается в "МДМ-печати" (предложена цена услуг на 10-15% ниже, чем у итальянцев). В следующем году типография собирается приобрести машину с повышенным разрешением 150-180. Или в 1998 году газета "Метро" из Финляндии перебралась в ГУП "Государственный газетный комплекс", где предложили оптимальное соотношение цены и качества.

Так что, судя по всему, сложность с загрузкой типографий книжной и газетно-журнальной продукцией лежит сейчас в иной плоскости: по данным Госкомстата, покупательная способность населения после 1998 года сократилась вдвое, что определило значительное падение спроса. И если до 1998 года емкость потребительского рынка составляла около 2,5 млрд долларов, то в 2000 году - 1,5-1,8 млрд.

Что касается промышленной полиграфии, то этот сегмент развивается и емкость его достаточно велика. Типографии, которые перед злополучным августом купили оборудование, подходящее для экзотических по тем временам видов продукции, оказались в выигрыше и заняли свою нишу на рынке. "Мы были первыми, кто привез в город пятикрасочную полноформатную машину, - говорит Егор Абалакин, директор по маркетингу "Санкт-Петербургской Образцовой Типографии". - Машина позволила сразу получить заказы на этикетку и упаковку".

"Мы вводим в строй новую линию по производству картонной упаковки в Коломягах, - говорит Сергей Радванецкий, генеральный директор полиграфического центра MultiPrint. - После Нового года планируем выйти на 60-70 процентов загрузки и окупить комплекс в течение двух-двух с половиной лет. Вообще существует предположение, что если типография покупает оборудование, оно гарантированно загружается хотя бы наполовину уже через шесть месяцев. Лучшая реклама в таком случае - рекомендации клиентов".

Рекламная полиграфия достаточно быстро оправилась после августа 1998 года, и рост объемов производства теперь сопоставим с этикеточно-упаковочным бизнесом. Типография "Моби Дик" предпочла не изменять своей специализации по акцидентной продукции. Несмотря на резкое снижение уровня требований к качеству после кризиса, уже через год, по словам генерального директора Арифа Янбухтина, объем заказов на высококачественную рекламу у них удвоился и сейчас продолжает интенсивно расти.

Понятно, что полиграфисты в ближайшее время не будут испытывать затруднений с загрузкой своего оборудования. Заказчиков на рынке достаточно, и их потребности в рекламе и этикетке-упаковке постоянно растут. Руководители типографий не смогли сказать, когда же этот рост остановится. В мире полиграфическая промышленность развивается по синусоиде. Колебания происходят примерно каждые четыре года. Сейчас и в следующем году ожидается подъем продаж у полиграфистов. Если учесть, что Россия этим колебаниям не подвержена, делать какие-то прогнозы, касающиеся рынка вообще, полиграфисты не решаются. Они говорят, что объемы производства еще могут увеличиваться в несколько раз. Особенно это касается акцидентной и промышленной полиграфии. И в ближайшие два-три года стоит ожидать стабильного обновления парка печатных машин.

Однако повторения бума 1994-1996 годов, когда на рынке массово появились малые и средние типографии и сразу получили хорошие заказы, ждать не стоит. Возникновение в Петербурге новых типографий маловероятно. Рынок достаточно насыщен - по разным оценкам, в городе 300 полиграфических фирм. Но эксперты не исключают появления типографии со значительными иностранными инвестициями, больше 10 млн долларов. Она сможет конкурировать по качеству и установит, скорей всего, демпинговые цены для привлечения заказчиков из-за границы.

Санкт-Петербург

Слонов станет меньше?

В будущем году на рынке чая и кофе ожидается "большой переворот": перестанет действовать закон об НДС, предусматривающий льготы для товаров, поступающих в Россию в счет госдолгов (сейчас НДС облагается только торговая наценка). Сегодня примерно половина чая и кофе поступает из Индии в счет долга. С увеличением НДС, по некоторым оценкам, в следующем году Индия может утратить лидирующие позиции на российском рынке - при исчезновении ценового преимущества не будет оснований мириться с невысоким зачастую качеством индийского чая.

В этой ситуации вполне могут добиться успеха цейлонские конкуренты, которые в последнее время предпринимают активные шаги по избавлению от российских посредников и самостоятельному выходу на рынок. Недавно правительство Ленинградской области презентовало Торговый дом "Цейлон", одним из основных направлений работы которого станет упрощение пути цейлонского чая на российский рынок. По приведенным расчетам, это позволит сэкономить процентов 10 от конечной цены. Повышение конкурентоспособности цейлонских чаев, буде такое случится, не позволит поднять цены и их конкурентам, несмотря на НДС. Общий оборот торгового дома планируется вскоре довести до 100 млн долларов в год.

Таким образом, есть вероятность, что все ожидаемые перемены будущего года компенсируют друг друга и не отразятся на главном - среднем уровне розничных цен.

Даниил Желобанов