Сплошная тактика

О своем появлении в Петербурге заявил "Центр стратегических разработок Северо-Запада" (ЦСР С-З)

Презентация ЦСР состоялась 15 ноября в правительственной резиденции "К-2" на Каменном острове, а с журналистами "окружные" стратеги пообщались несколько недель спустя в стильном ресторане "Идиот". Откуда ноги растут?

Вопрос риторический.Не может быть сомнений в том, что мы имеем дело с проектом, спланированным и в той или иной форме профинансированным из Москвы.

То обстоятельство, что, помимо центра Грефа, официальными учредителями ЦСР С-З являются местные олигархические структуры - пивоваренная компания "Балтика", ОАО "Телекоминвест", ЦНИИ "Гранит" и акционерный банк "Россия", - не должно никого вводить в заблуждение. Точно так же не должен удивлять и следующий факт: несмотря на то, что иностранцев, вроде бы, в состав учредителей фонда приглашать было не велено, они все же угодили туда, так сказать, ex officio: почти три четверти акций как "Балтики", так и "Телекоминвеста" принадлежат шведско-финскому холдингу и люксембургскому оффшору соответственно.

Большой бизнес в России привык "решать вопросы" посредством непосредственного доступа к телам первых лиц. Участие крупнейших предприятий региона в создании весьма важной, с точки зрения налаживающего свой идеологический быт порядка, инициативе в этой связи следует рассматривать как обыкновенное инвестирование во власть "смазочного капитала". Который, разумеется, так или иначе в дальнейшем будет "отбит", да еще и с процентами.

Рассуждения о "стратегии развития России" на ближайшие несколько - или даже несколько десятков - лет стали чрезвычайно модными среди столичного политбомонда в начале прошлого года. Наиболее успешным проектом такого рода оказался созданный "правыми" клуб "2015", который разработал несколько "сценариев развития России" до означенного в своем названии года и обнародовал их в специально изданной книге. Чуть позже возник "центр Грефа". Вскоре обозначилась тенденция провинциального копирования московских "стратегических инициатив" на уровне Санкт-Петербурга.

Парадокс, но в полном соответствии с полузабытым ныне "законом отрицания отрицания" у всех нынешних московских стратегических затей, если их копнуть поглубже, обнаружатся "петербургские корни". И дело даже не в том, что президент Путин, идейный вдохновитель московского ЦСР Греф или его нынешний руководитель Мезенцев - выходцы из города на Неве. Причем все трое - из команды Анатолия Собчака: Владимир Путин возглавлял при Собчаке Комитет по внешним связям, Герман Греф служил в КУГИ, а Дмитрий Мезенцев руководил комитетом по печати. Дело в том, что Петербург оказался первым российским городом, озаботившимся выработкой стратегии собственного развития, и первым же явил миру (еще в 1997-м) свой "Стратегический план", созданный под непосредственным влиянием барселонского Стратплана.

Теперь же, как это часто бывало и раньше, слегка переработанное петербургское know how вернулось к нам из Москвы в качестве руководства к действию.

Суета провинциалов

Зачем Москве понадобилось инспирировать создание Северо- Западного ЦСР, понять несложно. Как и все задуманные президентом реформы, создание им семи федеральных округов должно иметь какое-то более или менее удобоворимое логическое обоснование с точки зрения общественных интересов, а не только интересов власти.

А потребность в обосновании выглядит тем более актуальной, что на сегодня президентские полпреды находятся фактически в "подвешенном состоянии", не имея при себе ни бюджетных, ни административных рычагов воздействия на ситуацию в регионе.

На встрече с журналистами заместитель директора ЦСР С-З Александр Дыбаль не скрывал того обстоятельства, что, хотя Виктор Черкесов и не является непосредственным куратором данной структуры, одна из целей ее работы - поиск ответа на вопрос о том, как и в каком направлении следует реформировать структуру госвласти в рамках Северо-Западного федерального округа как единого целого. В связи со всем сказанным нетрудно было предположить, что петербургская элита отнесется к появлению Северо-Западного ЦСР с большим интересом.

Сразу же после того, как стал известен список учредителей новой структуры, начались разговоры о причинах, по которым в их число не попал Леонтьевский центр (ЛЦ), являющийся разработчиком петербургского Стратегического плана. Президент ЛЦ Сергей Васильев дипломатично объяснил, что "Леонтьевский центр и не пытался войти в число учредителей ЦСР потому, что в таком случае мы не могли бы выступать субподрядчиками по его проектам. А с ЦСР мы обязательно будем работать - предварительные переговоры на эту тему уже состоялись". Вполне политкорректные с виду заявления последовали и со стороны ЦСР С-З. По словам Александра Дыбаля, "с Леонтьевским центром, как и с многими структурами, мы, конечно же, будем сотрудничать, - причем с ним в первую очередь".

Однако наблюдатели сходятся во мнении, что заминка возникла все же не на пустом месте. Похоже, перед ЦСР стоит задача ни в коем случае не ассоциироваться с именем центра, работающего по заказам нынешней петербургской администрации. Кстати говоря, косвенно подтверждает эту точку зрения и позиция Смольного по отношению к новообразованному центру. Известно, что Владимир Яковлев присутствовал на церемонии его открытия, но покинул ее почти сразу после своего выступления с приветственной речью. А руководитель губернаторской пресс-службы Александр Афанасьев так прокомментировал "Эксперту С-З" официальную позицию администрации (губернатор в эти дни находился в составе президентской свиты на Кубе) по поводу открытия ЦСР: "Никакой особой позиции: это ведь не наш вопрос. Ну появился еще один центр - замечательно: вот, например, в дополнение к пяти гастрономам открывается шестой - тоже замечательно. Пусть будет, если он сумет занять свою нишу и найти источники финансирования".

Неудивительно в этой связи, что бурную радость по случаю возникновения ЦСР С-З выразили те представители петербургской политической элиты, кто перестал связывать свои ожидания с личностью Владимира Яковлева и полностью переориентировался на "президентскую вертикаль".

Полон оптимизма Никита Ананов - главный идеолог заксовской фракции "Единство". В свое время он провел через ЗакС закон, определяющий "главную цель развития Петербурга и стратегию ее достижения". Однако Владимир Яковлев наложил на анановский закон вето, мотивировав это тем, что он-де лишал "губернатора права на определение целей развития Санкт- Петербурга". Сегодня Никита Георгиевич пышет стратегически- реваншистским возбуждением: "Мы знаем всего 3 примера, когда переход к капитализму осуществлялся не за 300-500 лет, а всего за 15: послевоенные Германия, Япония и Чили при Пиночете. Общее у этих стран только одно: либеральная экономическая теория в сочетании с военной силой. И у нас сейчас возникла ситуация, аналогичная этим трем - у власти оказался либеральный военный. Роль стратегии в таких преобразованиях сложно переоценить. Власть без стратегии - не власть; то, что на субфедеральном уровне, возникшем буквально в этом году, столь быстро это поняли, доказывает, что он сильнее и умнее нашей городской власти".

Характерно, что Сергей Васильев, помимо Леонтьевского центра руководящий еще и работой местного СПС, пребывающего, как известно, в оппозиции по отношению к Владимиру Яковлеву, также выразил удовлетворение фактом возникновения ЦСР С-З: "Я вижу необходимость создания Северо-Западного ЦСР: раз есть федеральные округа, то у них должен быть свой окружной стратегический центр. Сложно сказать, какие задачи для него должны быть приоритетными - я бы сказал, что определение стратегических, магистральных путей развития региона. Но ведь не менее важны и прочие заявленные цели: к примеру, анализ и мониторинг происходящих событий. Не надо думать, что у ЦСР положение буде легче, чем у центра Грефа: нельзя забывать, что на федеральном уровне очевидна политическая поддержка его деятельности на уровне правительства. Здесь же ситуация более сложная: нельзя сбрасывать со счетов не всегда простые взаимоотношения полпреда с губернаторами".

Планы стратегов

Возбуждение, охватившее городских политиков, кажется все же несколько избыточным, особенно если учесть, что сотрудники нового центра пока что толком не сознают, к чему именно они хотят в итоге прийти.

"У нас нет такого же магистрального проекта, как, например, у московского Центра Грефа, - признается Александр Дыбаль. - Я думаю, что уже в январе можно будет говорить о двух реально существующих программах. Одна из них направлена на развитие бизнес-образования и будет географически развернута в Череповце. Курировать этот проект, по видимому, будет президент АО "Северсталь" Алексей Мордашов". Руководителем другого проекта центра является Петр Щедровицкий - профессиональный политтехнолог и специалист в сфере ролевых игр. По словам Дыбаля, "проект этот можно рассматривать как исследовательскую программу, направленную на решение трех базовых задач: изучение человеческого капитала; исследование инфраструктур региона - как сложившихся, так и нарождающихся; исследование процессов, происходящих между различными административными и экономическими субъектами, определение реальной практики их взаимоотношений".

Активно ведущиеся и весьма скептические по характеру разговоры о кадровом потенциале Центра г-н Дыбаль прокомментировал так: "Действительно, директор ЦСР С-З Андрей Засыпкин непосредственно проектами не занимается - он осуществляет административное руководство Центром. Высшим же руководящим органом ЦСР является Правление, которое определяет направления развития Центра, решает какие проекты будут запущены и кто будет ими руководить. У каждого же конкретного проекта есть свой руководитель: Петр Щедровицкий - один из них".

Попытки журналистов на встрече в "Идиоте" выяснить фамилии хотя бы нескольких "светлых голов", посредством которых всего за полгода ЦСР С-З намеревается исчерпывающим образом изучить геополитическую конъюнктуру Северо-Запада, успехом не увенчались.

Уже сегодня очевидно, что судьба разработок Северо- Западного ЦСР будет противоречивой. С одной стороны, если у его распорядителей окажется много денег, то нет сомнения в том, что жизнь в его недрах закипит. С другой стороны - ЦСР С-З формируется под некий административно-политический фантом, коим, несмотря ни на что, остается пока Северо- Западный федеральный округ во главе с полномочным представителем президента. И поэтому рассчитывать на то, что из всей этой затеи проистечет какая-то общественная польза, помимо вполне конкретной пользы для вполне конкретных лиц, в ближайшей перспективе вряд ли стоит. n n n

Санкт-Петербург