Ненужный прогресс

Уникальный опыт Новгорода федеральную власть не интересует

Новгородскую область называют экономическим феноменом - в течение многих лет она лидирует среди российских регионов по инвестиционной привлекательности. В чем секрет успехов этой территории? Почему ее опыт не изучается федеральным правительством и не тиражируется на всю Россию? Есть ли у новгородского "инвестиционного чуда" будущее или, как предрекают некоторые наблюдатели, оно закончится уже в следующем году?

Для обсуждения этих вопросов "Северо-Запад" провел в Великом Новгороде "круглый стол" с участием губернатора Новгородской области Михаила Прусака, ученых и предпринимателей из разных городов России.

Бог не дал - люди сделали

Пять лет журнал "Эксперт" публикует инвестиционные рейтинги российских регионов, и пять лет Новгородская область занимает в них первые строчки. Вот и в последнем рейтинге, соcтавленном по итогам 1999 - начала 2000 года, этот регион, наряду с Москвой, назван "непререкаемым лидером инвестиционной привлекательности".

Такое постоянство - само по себе большая редкость. Как отметил на "круглом столе" директор компании "Эксперт-География" Григорий Марченко, более четверти российских регионов за последние полтора года понизили свои позиции в инвестиционных рейтингах, а Новгород - сумел удержаться.

Уникальность новгородского опыта еще и в том, что эта территория имеет куда меньше предпосылок для успешной инвестиционной деятельности, чем большинство других субъектов федерации. По словам Григория Марченко, она занимает только 57-е место в стране по инвестиционному потенциалу. Это значит, что бог не дал Новгородчине значительных сырьевых ресурсов. Инвестиционная привлекательность создана исключительно усилиями людей.

Парадоксально, но за годы существования новгородского чуда никто в стране не удосужился толком разобраться, в чем суть этих усилий. Другие регионы нередко считали, что добьются тех же успехов, что и Новгород, если перепишут его инвестиционное законодательство - так поступила, например, Калининградская область. "На бумаге Калининград дает инвесторам возможности не хуже новгородских, а на деле - не получается как-то, - отметил Григорий Марченко. - Не является сегодня Калининградская область инвестиционно привлекательным регионом".

Пытались другие российские территории повторить Новгород или даже переплюнуть его по объемам налоговых льгот, предоставляемых инвесторам. "Действовали по принципу: если Новгород предоставляет льготы до момента окупаемости, то давайте предоставим их после окупаемости, или даже будем доплачивать инвесторам, - пояснил президент новгородского Межрегионального фонда стратегических инициатив Валерий Трофимов. - Мы сами в 1991 году считали льготы главным инструментом привлечения инвестиций, но позже убедились, что это не так".

Сила концессуса

Новгородская область не делала ставку ни на один из возможных инструментов привлечения денег, а реализовала целый комплекс мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата. "Регион вкладывал бюджетные средства в развитие инфраструктуры связи, в поддержку малого и среднего бизнеса, в создание цивилизованного рынка недвижимости, в подготовку кадров, - рассказал Валерий Трофимов. - еще в 1994 году применил так называемый метод "одного окна", когда инвестор сразу получает все согласования по этому проекту, а не вынужден месяцами ходить по многочисленным чиновничьим инстанциям".

Как отметил Григорий Марченко, "ни один другой российский регион близко к этому не подошел".

Однако главный секрет новгородского успеха в том, что формированием инвестиционного климата занималась не только областная администрация, а, как выразился Валерий Трофимов, "все гражданское сообщество Новгорода" - депутаты областной Думы, ученые, предприниматели. "Было бы странно услышать от кого-либо из новгородских предпринимателей, что они недовольны региональным экономическим законодательством - сами они это законодательство и верстают".

Этот тезис охотно подхватил новгородский губернатор Михаил Прусак. "Я могу представлять областной Думе любое экономическое решение только в том случае, если оно одобрено региональной Ассоциацией товаропроизводителей либо Ассоциацией предприятий малого бизнеса, когда речь идет об их интересах, - говорит он. - Кроме того, в самой Думе значительную часть мест занимают предприниматели. Таким образом, бизнес непосредственно участвует как в подготовке решений, так и в их утверждении".

Антирегиональная политика

Действительно, никто из предпринимателей - участников "круглого стола" не высказал ни одной претензии по поводу условий работы бизнеса в регионе - возможно, правда, потому, что в присутствии областного губернатора и чиновников делать это не слишком комфортно. Основная дискуссия развернулась вокруг экономической политики федерации. По мнению представителей областной власти, сегодня действия федерального центра могут поставить точку в истории новгородского инвестиционного чуда.

Как известно, в следующем году произойдет серьезное перераспределение доходов в пользу федерального бюджета. По оценке Михаила Прусака, только 30% доходов, которые зарабатывает область, будет оставаться в ее распоряжении, а 70% пойдет в Москву. При таком положении вещей возможности региона по предоставлению льгот инвесторам значительно снизятся. Как, к примеру, дать льготу по НДС, если этот налог будет забирать федеральная казна? К тому же дефицит средств в региональном бюджете может привести к ухудшению жизненного уровня населения, что весьма негативно влияет на инвестиционный климат.

Михаил Прусак резко осуждает затею с объединением регионов в семь федеральных округов. "Это глупость, непростительная ошибка, - говорит он. - При централизованном управлении будут утрачены экономические преимущества каждого из субъектов федерации, потерян традиционный уклад жизни. Почему, к примеру, представитель президента на Северо-Западе Черкесов проводит совещание по инвестиционной политике? Он что, лучше разбирается в привлечении инвестиций, чем я или губернатор Петербурга Яковлев? Почему местные управления лесного комплекса лишают самостоятельности и подчиняют федеральному министерству природных ресурсов? Чтобы лесное хозяйство Новгородской области, которое до сих пор эффективно развивалось, было нашей гордостью, оказалось загубленным? Зачем новгородский филиал Сбербанка, все отделения которого рентабельны, сливают, наряду с другими региональными филиалами, в единый Северо-Западный банк, с центром в Петербурге? Если раньше я мог конструктивно работать с этим филиалом, договариваться о долгосрочном кредитовании новгородских предприятий, то теперь такую возможность теряю. Я могу привести еще массу подобных примеров".

Губернатору возразил председатель Новгородского банка Сбербанка России Владимир Жованников - по его мнению, централизация имеет немало плюсов. Так, упомянутое укрупнение Сбербанка не ухудшит, а напротив, значительно улучшит положение новгородских предприятий. "Доля Сбербанка в общей сумме кредитов, выданных области, составляет более пятидесяти процентов. Однако наших средств для кредитования мощных проектов явно недостаточно, да и баланс банка не позволяет выдавать кредиты на длительные сроки. Вот почему мы поддерживаем идею объединения сберегательных банков Северо-Запада, - отметил он. - Эта реорганизация позволит расширить возможности для кредитов на "длинные" дистанции, потому что база для этого будет достаточная. Одновременно увеличивается размер лимитов. Например, сейчас мы рассматриваем проект выдачи долгосрочного кредита Крестецкому леспромхозу в объеме один миллион двести тысяч долларов сроком на четыре года. Раньше, до реорганизации, о таком кредите не могло быть и речи".

Григорий Марченко, которому, казалось бы, позиция федерального центра должна быть ближе, чем другим участникам "круглого стола" - как-никак он москвич, - неожиданно согласился со всем сказанным Михаилом Прусаком. "Я долго не мог понять, почему российское правительство, наблюдая успехи Новгородской области, не пытается внимательно изучить этот опыт и распространить его на другие территории. Теперь - понял: оно просто не собирается привлекать инвестиции в регионы. Цель сегодняшней политики федерального центра прямо противоположная: забрать средства у территорий, единолично контролировать все финансовые потоки. Именно с этой целью власть строит свою знаменитую административную вертикаль. А то, что инвестиционный рейтинг России в межстрановом сопоставлении неприлично низок - мы не можем приблизиться даже к первым пятидесяти в рейтинге инвестиционной привлекательности государствам - издержки, которые ее мало волнуют".

Попробуем справиться

Михаил Прусак, конечно, заверил собравшихся, что в следующем году, несмотря на неблагоприятные условия, попробует сохранить инвестиционную привлекательность региона. Так, в Новгородской области будет введен налог на вмененный доход. Это позволит частично компенсировать отток средств в федеральную казну и, таким образом, даст возможность решать социальные проблемы. Кроме того, администрация области намерена заключить специальное соглашение с федеральным дорожным фондом, вошедшим в структуру Министерства транспорта. Суть соглашения в том, чтобы федерация сохранила за новгородскими инвесторами те льготы по дорожным сборам, которые предоставлял им регион.

Тем не менее главные чаяния областной власти все-таки связаны с переменами на федеральном уровне. "Со временем страна откажется от безумной идеи построить регионы в семь округов, - полагает Прусак. - Просто вынуждена будет отказаться. Я также верю, что рано или поздно сбудется моя самая сокровенная мечта: российское правительство сформируют люди, не имеющие отношения к нефтяным и газовым трубам. Когда это произойдет, Россия сделает огромный скачок в экономическом развитии".