Командир экипажа

У нас очень хорошие таможенные пошлины

Про то, что в Питере есть компания "ЛогоВАЗ-Нева", первый петербургский дилер Daimler-Benz, - уже начали забывать. Исправить создавшееся положение взялся Евгений Войтенков, назначенный летом 2000 года генеральным директором компании, по частным отзывам - один из самых профессиональных автопродавцов Петербурга.

- Когда вы начали заниматься автомобильным бизнесом?

- В автобизнес пришел совершенно случайно. Я профессиональный летчик, всю жизнь летал на вертолетах. В результате авиационной аварии в 1988 году вышел на пенсию, занялся продажей автомобилей. Постепенно объемы продаж росли. Затем я понял, что нужно переходить на более серьезный уровень. Появилась компания "Аксель". Мы подписали дилерский договор и стали торговать Volvo. Затем были заключены договора с BMW, Land Rover и Toyota. И так по нарастающей. С 3 июля 2000 года меня пригласили на должность Генерального директора "ЛогоВАЗ-Нева". Оно появилось в 1995 году и было на слуху благодаря Mercedes и самому "ЛогоВАЗу", потому, что это был первый в России официальный дилер. Практически Mercedes в Россию привел именно "ЛогоВАЗ".

- Почему же в Петербурге "ЛогоВАЗ-Нева" оказался на грани смерти?

- Наверное, неудачный подбор коллектива и первых руководящих лиц стал тому виной и привел. . .

- К прозябанию?

- Прозябание - это слишком хорошее слово для сложившейся в то время ситуации. Можно сказать, что предприятия уже не было. Руководил компанией гражданин Германии, который, может быть, прекрасный человек, но он не имел понятия о том, что такое обслуживание российского потребителя, был от этого очень далек. Решающим стал 1999 год, закончившийся для "ЛогоВАЗ-Нева" неудачно в финансовом отношении. Я давно знаком с акционерами "ЛогоВАЗа", и они пригласили меня возглавить предприятие.

- В каком оно было состоянии?

- Я убедился, что это классное предприятие, Расположено в самом лучшем месте Петербурга. Дороги без особых пробок, клиенты живут в районе центра или даже рядом с нами. Самый большой среди петербургских дилеров Mercedes show-room, где выставлены автомобили, хорошая ремзона, подготовленные механики. По сей момент для меня является загадкой, как можно было довести до такого состояния предприятие.

- В чем ваш секрет работы?

- А я не делаю из этого секрета. Вот они, главные правила, написанные на плакате в моем кабинете, и не только здесь: "Клиент - самый важный человек, переступивший порог нашего офиса" и "Наша работа - удовлетворить его потребность и извлечь выгоду для нашей компании". Без выгоды работать неинтересно.

- С чего вы начали, придя в "ЛогоВАЗ-Нева"?

- Когда я разговаривал с руководителями "ЛогоВАЗа", я сказал, что через три месяца отвечу, буду ли здесь работать. Я беспокоился, смогу ли я достичь результата. Если оценивать компании по десятибальной шкале, то "ЛогоВАЗ-Нева" заслуживал оценки "минус 8". Начинать работать было очень легко. Надо, чтобы каждый работник занимался своим делом. Вот и все. Все производители работают по одной схеме.

- То есть вы начали с персонала?

- Да, я считаю, что люди решают все, и я пригласил несколько человек на работу.

- С прежнего места работы?

- Нет, я считал, что не имею права брать сотрудников из "Аксель-Моторс". Я пригласил ребят, которых давно знаю. У меня введена жесткая ответственность каждого за свою работу, как в авиаэкипаже. Я выполнял каноны этого бизнеса. Я добился, что у каждого сотрудника есть дух Mercedes и дух "ЛогоВАЗа".

- В чем дух "ЛогоВАЗа"?

- Я просто знаю, что "ЛогоВАЗ" - одна из сильнейших структур на протяжении последних 10 лет.

- Сильнейших среди кого?

- Я говорю только об автомобилях. О других сферах деятельности не имею никакого представления. Понимаете, это структура, которая торгует многими марками автомобилей: иномарками, отечественными, - всегда продает много и является настоящим лидером. Мы должны быть в Петербурге лучшими, а в России - вторыми. На "ЛогоВАЗе" все должно быть правильно и честно. В этом наш дух.

- Новые дилеры Mercedes появились в Петербурге именно из-за слабости "ЛогоВАЗ-Нева" в тот период?

- Совершенно верно. Они не приложили никаких усилий для процветания Mercedes в Петербурге. Работая в "Аксель" с Volvo, мы всегда имели в 4-5 раз клиентов больше, чем два дилера Mercedes, вместе взятые. В Петербурге Mercedes никогда не был силен.

- Позиции Volvo и BMW в Петербурге сильнее, чем Mercedes?

- Volvo слабее, а BMW на порядок сильнее. С BMW работают два дилера, и каждый из них гораздо сильнее, чем любой дилер Mercedes.

- И сильнее "ЛогоВАЗа"?

- Да, хотя это парадокс - так не должно быть.

- Вы сказали, что за полгода удалось добиться хороших результатов. Каких?

- До июля "ЛогоВАЗ-Нева" продал 3 машины. За вторую половину года в 10 раз больше. Как любой директор, я бы хотел иметь число клиентов пропорционально количеству дилеров и полную заполняемость ремзоны. Все, выше головы не прыгнешь. То есть я хотел бы иметь 33%. И мы почти подошли к этой цифре. Это меня даже огорчило, потому что мы еще не начинали работать. Мои амбиции - 65% петербургского рынка Mercedes.

- Не могли бы вы дать оценку снижению таможенных пошлин с 1 января 2001 года?

- Я не думаю, что здесь замешано "инвестиционное лобби". Автопроизводители здесь ни при чем. Теперь у нас очень хорошие таможенные пошлины. В Китае они в пять раз больше, чем у нас. В России сегодня очень реальные пошлины на недорогие автомобили, удобно изменены акцизы, некоторые машины ими вообще не облагаются. Дело в другом. Даже когда не было никаких пошлин, никто не хотел платить и 2%. Человек так устроен. И для того, чтобы государство могло жить, 2-3% населения должны платить большие пошлины, а средний класс должен развиваться. Конечно, установить таможенные пошлины на уровне 20% было бы идеально.

- Упадут ли розничные цены?

- А они уже упали. Прошлогодние автомобили уже все проданы, новые машины мы растаможили уже по новым правилам.

- Насколько упали цены?

- На большие машины с двигателями 5 и 6 литров снижение цены составляет около 5 тысяч долларов, на другие - около 3 тысяч. Это с учетом и таможенных пошлин, и акцизов. Мне кажется, что продавцы понизят цены и на машины из предыдущих партий.

- Но существует мнение, что продавцы будут "держать" цены. . .

- Мы не сможем продавать автомобиль на пять тысяч дороже, чем у другого дилера. Диктат рынка не позволит.