ООО "Лентрансгаз" - дочернее предприятие ОАО "Газпром" и крупнейший транспортировщик природного газа на Северо-Западе РФ, а также в Тверской и Смоленской областях. В 2000 году объемы транспортировки газа по сетям "Лентрансгаза" выросли на 5% по сравнению с уровнем 1999 года (абсолютные цифры, ввиду тайны коммерческих контрактов, не разглашаются). Предприятие выступает генеральным подрядчиком программы конвертации задолженности Ленинградской области перед "Газпромом" в строительство на ее территории новых газораспределительных сетей (см. подверстку). Соглашение об этом было подписано 16 января текущего года.
- Сергей Гаврилович, это будет первый в России опыт подобной конвертации долгов?
- Вероятно, и единственный. Как заявил на подписании соглашения Председатель правления РАО "Газпром" Рем Иванович Вяхирев, скорее всего, аналогичных соглашений с другими областями подписываться не будет. А мы, во-первых, имеем здесь кое-какие оригинальные наработки (например, поставляем - пока еще без газопровода - сжиженный уренгойский газ в Лугу). Во-вторых, ситуация в регионе искажена: в период единого сосуществования Ленинграда и Ленинградской области все силы были брошены именно на газификацию города, и это привело к тому, что область была газифицирована всего на 27%. Большинству, получается, нельзя на газе ни суп согреть, ни чаю вскипятить! Прошлый век, который, кстати, недавно закончился - и это положение, стало быть, должно закончиться тоже. И, кроме того, дать газ, предположим, нашему сельскому хозяйству - значит, повысить его конкурентоспособность. Поэтому мы идем на усиление нашей активности в Ленобласти вполне сознательно.
- Но в соседней Новгородской области тоже довольно много инвестиционных проектов...
- Много. Но, во-первых, Новгород и газифицирован получше. А во-вторых, там мы пойдем по другой модели. Мы хотим войти в совместные с муниципальными организациями теплоэнергопроекты и производить тепло сами. То есть мы - на долевой с муниципалами основе - сами построим котельные, сами их будем реконструировать, ставить новые котлы и т. д. И будем вместе с ними производить готовые тепло и электрическую энергию.
Я открою вам секрет: "Лентрансгаз" вместе с Ленинградским электромеханическим заводом начинает большое дело. Мы хотим построить в Новгородской области комбинированные установки по выработке тепла и электроэнергии. И доказать, сколько на самом деле могут и должны стоить реальное тепло и реальная электроэнергия. Хотя бы для того, чтобы региональным энергетическим комиссиям легче было разбирать всю ту многотомную писанину, которая часто ими и вовсе не прочитывается.
А показать надо, показать и сказать: вот смотрите! Это не котельная, не ГРЭС времен социализма, когда такие объекты можно было построить сравнительно быстро и по госплановским ценам. Ее построят в современных рыночных условиях, но зато здесь будет глубокая переработка - 85% выделенной энергии из потенциальной энергии газа! Значит, мы заберем практически все из этого шикарного продукта.
Собственно, у "Лентрансгаза" уже имеются такие установки, которые производят тепло- и электроэнергию - правда, только для нас самих. Но нас не пускают сегодня на энергетический рынок, энергетики не дают права транспортировать вырабатываемую нами электроэнергию. А я бы был вполне в состоянии дать дешевую энергию, например, в вашу редакцию или еще куда-нибудь, и не надо было бы никаких дополнительных "Энергосбытов".
- И это вышло бы дешевле, чем, например, у "Ленэнерго"?
- Процентов на 40! При этом, учтите, я готов заплатить за транзит по их сетям по мировым ценам и уверен, однако, что получу приличный доход. Но - не пускают. Политика. Или проще - боязнь конкуренции. А раз боязнь конкуренции - значит, с расчетами по тарифам дело нечисто.
Но с другой стороны я понимаю, что сегодня энергетики компенсируют то, что на глазах умирает. Они сегодня живут, доедая свои энергетические резервы. И тут я вынужден произнести крайне непопулярную мысль. Каков, скажите, экономический смысл вот в этом от месяца к месяцу копеечном повышении энерготарифов? Тут надо что-то кардинальное делать. Так вот: пока энергия не будет стоить пять американских центов за киловатт-час, восстанавливать большую энергетику не из чего. Никаких денег не хватит... Да-да, 1 рубль 40-60 копеек! Это будет немножко больно, но в нашей энергетике сейчас крайне необходима та самая хирургия, которая очень часто практикуется, чтобы спасти весь организм - а не ограничиваться наведением косметики на чахнущую кожу. При хирургии косметика может и пострадать - но зато организм потом живет долго. И ничего без этого не сделаешь. Потому что в противном случае мы станем лишь наблюдать за конвульсиями, после чего поплачемся, помолимся - и все. Нам сегодня дано время для того, чтобы сделать большие преобразования в большой энергетике, к которой, вместе с электриками, мы себя также склонны относить.
- За счет чего "Лентрансгаз" увеличил в прошлом году прокачку?
- За счет двух составляющих: во-первых, мы стали как бы более длинно транспортировать, то есть объемы газа пошли по длинным направлениям. Во-вторых, примерно в таком же соотношении увеличились и сами объемы потребления. Значит, наш Северо-Западный регион потребил газа еще больше.
- То есть рост достигнут именно за счет внутреннего потребления?
- Да. Что для нас, надо честно признаться, не так уж и радостно. Потому что внутренние и внешние цены очень разнятся. Торговля газом на внутреннем рынке сегодня приносит микроскопическую рентабельность. Мы везем газ за 2200 километров (средняя длина пробега кубометра) и отдаем его по бросовым ценам энергетикам, а они получают основной доход.
Сегодня происходят несколько парадоксальных вещей. С одной стороны, идеологически все мы, а уж тем более - руководство РАО "ЕЭС России", - за рынок. С другой стороны, президенту идут жалобы: "как-то не так "Газпром" делает, заставьте-де "Газпром" поставлять нам газ"! С каких это пор воззвание к политической власти заставить кого-то что-то делать начало называться рынком? Рынок, как я понимаю, - это когда газ закупают по обоюдовыгодной цене. Или, если цена не устроила - осмотрелись по сторонам: нет ли другого топлива? У России такое топливо есть, это уголь. И раз тебе надо чем-то топить твои станции, сделай так, чтобы уголь сегодня был востребован. Однако почему-то вместо того, чтобы вести осмысленную, целенаправленную государственную политику по восстановлению угледобывающей промышленности, предлагается, как мы сегодня слышим, продать госпакеты некоторых шахт. Ну и кто их купит? Все знают, кто - металлурги. Купят, после чего сократят, закроют половину шахт, оставят только то, что уже готовенькое. Для них-то хватит.
А вот для совхоза, который ждет электрификации пять лет и еще пять будет ждать, хватит? Ему куда дальше двигаться - в дрова, в кизяки?. . Потому что на дизельном топливе он в два счета вылетит в т рубу. Мы уже это проходили - правда, на совсем другом примере. Молодые и неопытные "новые русские" - предприниматели, банкиры, - настроив себе огромных коттеджей, лихо стали их отапливать электричеством и соляркой. Прошло немного времени, и они зачесали затылки: че-то непонятно, типа денег не хватает. Надо бы типа сократиться, а то че-то дорого... И правда, дорого, потому что даже суммарный тепловой тариф на газовой основе в три раза дешевле нефтепродуктов, а сама цена газа - в восемь. И если сегодня кто-нибудь купит мазут по 3300 рублей за тонну - он счастливый человек. Но вы потом этот мазут еще на морозе повозите, погрейте, пару горячего дайте туда, чтобы его растопить и подать в топку...
Я потому так подробно останавливаюсь здесь на проблемах макроэнергетики, что мы - газовики - лучше других знаем этот процесс. И наша обязанность - я не побоюсь назвать ее гражданской - довести до общества несложную мысль, что мы должны быть цивилизованными людьми. Мы должны сказать правду: если мы не изменим ситуацию в энергетике, то придем к лучине. А чтобы увидеть такое воочию, не требуется никаких фантазий. Оформите редакционную командировку, например, на Украину, или в Грузию, или в Армению, или в Молдавию и т. д. Разве что Белоруссия сегодня еще более-менее держится - но исключительно на политической почве. На почве, так сказать, братских чувств.
- А бывшие братья, прибалты?
- Прибалтика, надо признать - исключение. Они уже сейчас живут в настоящем капитализме. Тут мы, наоборот, со своим газом не выдерживаем конкуренции, потому что там сегодня есть другие виды топлива. Вот удивительная история. Город Сланцы - из нашей, Ленинградской области - пишет Рему Ивановичу письмо с подписями тысяч жителей: "Рем Иванович! Просим Вас принять решение не давать газ в город Сланцы". Полный абсурд, со всех точек зрения! Но письмо очень даже содержательное. Потому что почти все взрослое население города работает на шахтах. Пойдет газ - сланцы девать будет некуда. В квартирах будет тепло, и дешевое тепло - а что толку с того тепла, когда денег в доме не будет? А ведь хочется иметь все в комплексе - чтобы вместе с теплом был электрический свет, был хлеб, было мясо, молоко, колбаса, сапоги новые, одежда. И это нормально, с точки зрения современных потребительских стандартов. Обеспечить же такой более-менее нормальный уровень жизни им можно будет, только если их шахта не перестанет работать.
Так вот, для сланцеперерабатывающей промышленности в соседней Эстонии сейчас наступил просто настоящий Ренессанс. Потому что конъюнктура просто сказочная. На Роттердамской бирже (одна из ведущих мировых площадок, на которых определяются мировые цены на нефть и нефтепродукты) мазут вырос до 100 долларов за тонну, а иногда зашкаливает за 130 долларов. А эстонцы производят и даже сейчас наращивают производство сланцевого масла, продавая его по 80 долларов. Почувствуйте: 80-90 долларов - сланцевое масло, которое в принципе гораздо лучше мазута!
Кстати, еще во время, так сказать, социализма мы ж хотели в Ленобласти построить завод по переработке сланцев, но... социализм кончился. Между тем, сланцевое масло не привязано к рынку нефти. Просто берется кусок вот этого "белого угля", затем перерабатывается в специальных камерах, из него выжимается масло, которое: а) не мерзнет, как мазут, на морозе; б) содержит в себе ноль процентов серы; в) оно чище, в принципе, по технологии. Да, сама переработка, быть может, не очень экологически чистая, но сжигание масла в процессе пользования им - экологически чистейшее...
Стало быть - есть новые источники и есть резервы. Надо просто почаще напоминать об этих проблемах. Ну и, наверное, показывать пути их решения на собственном примере...
Санкт-Петербург