Иду на третий срок!

"По уровню мы очень даже внизу находимся", - считает псковский губернатор

Псков - прелестный город. Полноценная река. Мощный кремль. Древние храмы. Архитектурные линии неслыханной чистоты. Приемлемый общепит. Два этажа лучшей гостиницы приведены в божеский вид. Автобусы ходят по расписанию. Хорош и книжный магазин. Люди приветливые. Что еще нужно туристу? И для журналиста Псков припас особую прелесть - город-то маленький. Я пробыл там чуть меньше суток и, вольно или невольно, повстречал едва ли не всех основных участников местной политической драмы. С одним познакомился в администрации, с другим - на заводе, с третьим в соседних купе ехали и так далее.

Друг друга не любят. Но примечательно, что все стороны конфликта описывают существующие противоречия примерно одинаково. Очень упрощая, можно определить псковскую беду одним словом - бедность. Все остальные злоключения - только производные от нее. Если же спросишь о будущем, о стратегии развития, то тут и деятель оппозиции, и представитель власти опять прибегнут примерно к одним и тем же выражениям. Оговорюсь: чего-то громадного, какого-то прагматического полета даже в перспективных планах я не разглядел. Типа того: вот гостиницу бы достроить... Стоит там остов гостиницы, которую еще 12 лет назад индусы строить начинали. Вроде бы нашелся финский инвестор - уже вложил сто тысяч долларов (или триста - тут есть разночтения) в экспертизу. И, с надеждой: раз столько вложил, наверное уже не уйдет.

Но так или иначе констатирую: своеобразный консенсус по кругу проблем в Пскове существует. Спор идет из-за того, кто будет править скромным областным бюджетом. Пока правит губернатор Евгений Михайлов. Ему и слово.

- Евгений Эдуардович, начнем с федеральных проблем. Каково ваше отношение к окружной реформе и как складываются отношения с полпредом президента Виктором Черкесовым?

- С Черкесовым все нормально складывается. Что касается реформы, то я не был ее сторонником. Но раз провели, что теперь делать - будем жить с округами. Какого-то особого смысла в этих округах я не вижу, можно и без них было обойтись. Мы очень лояльно относимся к власти - если президент решил, что так удобнее, это его право, мы должны поддержать.

- Другая реформа - налоговая. Выигрывает или проигрывает Псковская область от перераспределения бюджетных потоков?

- Что область выигрывает? Мы, конечно, выиграли, как и все остальные дотационные регионы. Что касается реформы в целом, то у нее есть определенный предел: все равно часть налогов должна оставаться на территории, потому что в области, в районах должны быть заинтересованы в экономике, которая там существует. Если и дальше пойдут по этому пути, то у территории будет пропадать стимул заниматься экономикой. Поэтому дальше идти по пути централизации не стоит.

- Интересы Псковской области в Совете Федерации представляет Михаил Маргелов. Он человек московский. Почему именно его выбрали?

- Совет Федерации у нас в Москве расположен. Кому же там сидеть, как не москвичу? Если брать из области кого-то, значит, надо практически проститься с человеком. Пока он туда приедет, пока поселится, пока разберется, пройдет год или два. А там политика, человек займется чисто московскими делами. Маргелов - москвич, ему не нужна квартира, ему не нужны какие-то связи, они все у него есть. То есть мы фактически выигрываем от того, что он москвич. Чисто для представительских интересов области выгоднее иметь такого влиятельного человека. Словом, правильное решение.

- Вы родились в Великих Луках, но учились в Москве и, если я правильно понял, в Москве почти осели. А потом решили вернуться на родину. Почему?

- Ну, был такой момент. Связано это с политикой. Это был девяносто третий год, я был депутатом Моссовета, секретарем бюджетной комиссии. Но нас же там просто разогнали. Надо было думать, куда дальше идти. А у меня была временная прописка.

- И вы таким образом решили жилищный вопрос?

- Ну почему жилищный? Я не имел права избираться в Московский городской совет с временной пропиской. При Горбачеве имел, при Лужкове - нет, отобрали право. В Госдуму избираться? Но Москва - это все-таки Москва. А здесь, в области, у меня были довольно сильные позиции по определенным причинам. Это мой родной регион, и по линии ЛДПР я в принципе уже начал создавать тут организацию. Поэтому и было принято такое решение. Знал обстановку, знал, что есть возможность выиграть. Сомнений не было. Да и не сам я придумал - народ подсказал: давай, попробуй.

- Поговорим про область. Я читал, что в рамках области есть оппозиция: Псков - Великие Луки. Это как Петербург - Москва. Я даже где-то читал про "великолукскую группировку".

- Ну, есть традиция - руководитель области всегда является великолукчанином. Это нормально в принципе.

- В Великих Луках что-то есть особенное?

- В какой-то степени тут справедливость историческая торжествует, к человеку из Великих Лук относятся получше. Он символизирует связь между севером и югом. Если чисто человек псковский - он будет в Великих Луках тяжело восприниматься. Там народ самостоятельный и обидчивый.

- Есть разница в человеческих характерах?

- Конечно, есть разница. Великие Луки - это среднерусская равнина, а Псков - это уже русский Север. И в характере городов есть разница, потому что Псков - это больше административный центр, а Луки - больше промышленный. Ну, климат разный. Разница не сверхъестественная, но есть.

- А Юг богаче считается?

- На сегодняшний день, скажем так, Север богаче. Но неоднозначно это все. Есть моменты, где Юг впереди. По селу он продуктивней, конечно. А если брать по деньгам - конечно, Север богаче.

- О местной политике. У вас было несколько сильных конкурентов на последних выборах: Бибиков, Кузнецов, Никитин. Существует ли в Псковской области оппозиция губернатору и насколько конструктивна эта оппозиция?

- У нас с конструктивным тут сложно. Основной-то оппозиционер был Кузнецов. Это деструктивная оппозиция. Ну, и Бибиков тоже недалеко ушел. С Брячаком у нас проблем особых нет, и если бы вся оппозиция такая была, то и проблем бы не было в чисто политическом плане. Если бы они не переходили к таким - как это по-научному называется? - разрушительным технологиям. А у Кузнецова и частично Бибикова, да и у Никитина в основном было оголтелое отрицание всего и вся. Что бы мы ни сделали, все плохо.

- Ваши конкуренты представляют только самих себя, или некие федеральные силы здесь имеют интересы?

- По большому счету - сами себя, но, естественно, в союзе с какими-то федеральными силами. То есть это люди в основном самостоятельные. Никитин коммунист. Кузнецов - он банкир; думаю, с Березовским имел связи определенные. Они в Думе сидели рядом, не могли не иметь связей. Бибиков тоже ряд таких группировок в какой-то степени представлял. Но особого политического характера их линия не имела, хотя вписывалась в определенный контекст.

- То есть они все же представляли локальные, псковские интересы.

- Изначально локальные, но они вписаны в контекст общефедеральных. То есть не федерация поставила своего человека, а сам человек вписался, вошел в контакт.

- А вы чей человек?

- Я? Президента - на сегодняшний день.

- Понятно. А вот я сегодня прочитал в газете про изменения в Уставе области.

- Даже не знал об этом. В какой газете?

- В "Новостях Пскова".

- А что за изменения-то?

- Ну, что в Уставе области будут изменения, количество депутатов сокращается.

- Нет, это только дискуссия, вряд ли они сократятся. Я считаю, что хорошо бы, конечно, сократить. Почему хорошо? Чисто хозяйственный подход. Все-таки расходы. Но если останется как сейчас - это не смертельно. Выяснилось, что нарезка округов, которая существует, не совсем вписывается. Она привязана к районам, есть превышения по отношению к федеральным нормам. Поэтому пришлось ее переделывать. Как переделывать? Ну, ищут варианты.

- А вообще какие у вас отношения с Законодательным собранием?

- Сейчас хорошие. Изначально собрание было критично настроено, но постепенно мы сработались. Например, возьмем спорный вопрос о 25-процентном барьере - некоторые считают, что мне это было выгодно, хотя я считаю, что и при другой системе победил бы, и могу это доказать. Из двадцати депутатов восемнадцать проголосовали "за". Это о многом говорит. Если предложение, которое, как считается, мне выгодно было, принимается подавляющим большинством - значит, в целом отношение неплохое. При этом есть огромное количество вопросов, где Собрание занимает свою позицию, иногда достаточно острую. У нас бывают столкновения.

- На протяжении нескольких лет ключевую роль в вашей администрации играл вице-губернатор Михаил Гавунас. Некоторое время назад вы расстались.

- Полгода всего.

- Почему, и куда он делся?

- Ну, мы не то чтобы расстались. Из администрации он ушел. Почему? Потому что занял не совсем ту линию, которую следовало бы, на мой взгляд, занять.

- Политическую линию?

- Нет, как чиновник администрации. Что касается вообще отношений, то они у нас сохранились, очень хорошие даже. Он занимается бизнесом. Политически остался близок, тем более, что сейчас он собрался идти в депутаты собрания. Но работа есть работа. Пришлось так поступить.

- Его характеризуют как зловещую фигуру, дурно повлиявшую на развитие бизнеса в Пскове.

- Да ну, ничего там зловещего. Не без недостатков, как и все мы. Но не более зловещий, чем все остальные.

- Какой вы видите роль губернатора субъекта Федерации в отношениях с бизнесом? Какое тут ключевое слово: "поддерживать", "направлять", "не мешать"?

- Не мешать тут не получится. Есть другой момент. Если внимательно присмотреться к любой территории, оказывается: все хозяйствующие субъекты и все граждане территории при нынешнем законодательстве находятся в одной лодке. Почему? Ну, например, энерготариф. У нас он очень высокий и от этого страдают все. Если где-то появляется крупный энергопотребитель - для нас важно, чтобы платежеспособный, чтобы на него можно было скинуть содержание огромных сетей, - получается, что все от мала до велика, фирмы, администрация, - выигрывают. То же самое и по другим направлениям - по бюджету и т. д. То есть нынешняя система завязывает интересы всех в клубок. Так вот - сами они могут этого не понимать.

- Ну а применительно к бизнесу?

- Наши предприятия очень слабенькие, мелкие, они сами нуждаются в помощи. Мы, конечно, вынуждены смотреть, где есть повыгоднее маленькие проекты - у нас денег-то нет больших, - мы как-то стараемся помочь, поэтому тут не отстранишься. Оставить их на произвол судьбы не получится, они сами не дадут этого сделать, будут ходить и клянчить. Надо помогать. С другой стороны, у нас свобода достаточная, никто их там не душит, не отбивает предприятия, как это бывает. С чего это они у нас крутые такие бизнесмены? Потому что никто не глушит. Если бы не мы, то никакого Бибикова не было бы. То есть Бибиков был бы, но без денег, и мучился бы постоянно с налоговой полицией. И все остальные так же точно. Ну, вот если они уж совсем грань перейдут, придется в чувства привести. А в целом власть не должна без повода вмешиваться в жизнь предприятия и за каждое сказанное слово применять санкции. Должна быть у бизнеса уверенность в завтрашнем дне.

- Государство в лице областной администрации тоже является игроком на рынке. Я прежде всего имею в виду алкогольный рынок и компанию "ПсковАлко".

- Мы этот рынок просто создали, вот в чем дело. До меня эту водку просто не производили. Поэтому я не считаю, что мы тут кому-то дорогу перешли. Раньше ее завозили из других мест несколько оптовиков, наполовину левую. Если мы их потеснили, то правильно сделали - это была наша обязанность прямая, разобраться с нелегальной продажей водки. Раньше ведь никуда не платили. Более того, при нас заработали и другие предприятия более или менее прилично, вот, скажем "Агроспиртпром". Он вообще частный. Администрации там никаким боком ничего не принадлежит. Но он же работает? Работает. Мы его душим? Нет. Наоборот, он знает, что без нас погибнет.

- Но "ПсковАлко" получает крупные дотации из областного бюджета.

- Так и в Ленинградской области дают же... Мы ничего не делаем, чего бы не делали другие. Делаем как в Ленинградской области, только меньше.

- Два года в стране происходит экономический подъем. Какие позитивные тенденции вы отмечаете в экономике Псковской области?

- У нас три года как начался подъем производства. Вообще у нас уникальная область. Если брать промышленное производство на душу населения, оно у нас в разы меньше, чем в любой соседней области, в разы. Это объективное наследство советского времени, от которого мы не уйдем никуда. Ну, и плюс еще, я считаю, не совсем верной политика была при реформе. И только в 1998 году мы впервые получили плюс два процента, в 99-м - двадцать процентов, в прошлом году - десять. Так что позитивные тенденции есть, по динамике они даже лучше. А по уровню мы очень даже внизу находимся.

- Какие конкурентные преимущества у Псковской области по сравнению с соседями?

- Мы самая западная область. Через нас идет большой транзит. Это конкурентное преимущество, которое довольно сложно использовать, потому что нужны огромные вложения. То же самое по туризму: у нас есть что показывать. Но чтобы это сделать, нужно вложить огромные средства. В принципе у нас довольно образованное, грамотное население. На Северо-Западе это везде так, мы не исключение. Других преимуществ особо и нету. Связь неплохо развита.

- Говорят, у вас здорово развит Интернет.

- Да, мы приложили усилия для этого. Когда я пришел, здесь было 200-300 пользователей. И мы начали искать людей, которые бы этим занялись. Вот, говорят, нужно бесплатное подключение. Сколько стоит? Столько-то. Ну, это потянем. На какое-то время обеспечили всех бесплатным доступом. И за полгода пользователей стало 2-3 тысячи. Администрацию потихоньку к информационным технологиям приучаем. Потихоньку - потому что денег нет на все эти дела.

- А вы пользуетесь Интернетом?

- У меня еще в Москве был Интернет. Году в 95-м.

- Письма пишете?

- Нет, на переписку времени нет, а так - пользуюсь.

- В Пскове очень плохая демография.

- Иногда Ивановская область нас обходит по этим печальным показателям. По вымиранию, по смертности. И по естественной убыли. Почему? Во-первых, история. Действительно, до первой мировой здесь было, на этой территории, миллион 600 тысяч, в 30-х годах - миллион 700 тысяч, в 50-х - уже миллион. Сейчас еще меньше - 800 тысяч. То есть динамика совершенно понятная. Это войны - здесь три года война шла вторая мировая. Репрессии. Ну, а в самые последние годы - простейший процесс: если в Псковской области колбасу и масло не найдешь днем с огнем, зарплаты низкие, дороги слабые, жилищное строительство тоже меньше нормы, то вот, пожалуйста, - Латвия, Эстония, Питер, Москва, Белоруссия, Север. Там все по другому. Угадайте, куда молодежь поедет? Ну, с двух раз? Питер, Прибалтика, Север, Москва. Все и разъехались.

- Ну, и что делать?

- К нам приехало несколько десятков тысяч русских из Латвии, Эстонии, Узбекистана, Казахстана, Закавказья. Но их нечем обустроить, потому что на это очень мало денег выделяют. Они все равно предоставлены сами себе. Ну, рабочие места сейчас есть. Нужно внимание обратить на мать, на ребенка. На медицинский, социальный аспект. Жилье должно быть для молодежи. Ну и третье - общий уровень зарплаты должен подниматься, потому что доходов маловато.

- Как обстоят дела с инвестициями?

- Есть, конечно, мы этим занимаемся. Но вы же понимаете, что такое инвестиция. Она же с неба не падает: человека с деньгами нужно уговорить. Уговорить, чтобы он приехал не в нормальную Малайзию, а в Россию, да еще в Псковскую губернию. С какой стати он поедет сюда? Но у нас принято неплохое инвестиционное законодательство. Уже есть два-три случая, когда им воспользовались.

- Как складываются отношения с ближайшими соседями? Недавно вы высказались сильно...

- Я нормально высказывался. Это наши слабонервные средства массовой информации. Был вопрос, с подковыркой. Мол, вот раньше Псковская дивизия могла за два дня занять Эстонию, а вот сейчас - нет. Боеспособность, дескать, у вас теперь ниже. Ну, я так прикинул, я же не военный эксперт, но на мой взгляд, она достаточно высока. Вот и весь ответ. Мы же не можем наших друзей-эстонцев обманывать и говорить: нет-нет, вы не беспокойтесь, дивизия не сможет вас захватить за два дня. А на самом деле она сможет.

- А они возьмут и в НАТО вступят.

- Так они и без нас вступят, без всяких наших высказываний.

- А экономические контакты хорошие?

- Да прекрасные. Вот у нас большой проект с эстонцами, хотим возобновить сообщение по Псковскому и Чудскому озеру - сейчас его нет. Пробный рейс провели уже, с досмотром, с погранконтролем. Проблема в том, что на государственном уровне не могут никак подписать.

- Как себе представляете Псков будущего?

- Псков будущего - это город, который возродит традиции Псковской архитектурной школы на базе новых материалов и технологий. За 10-15 лет можно преобразить город. Есть пенобетонный завод, есть своя черепица. Правда, кирпича своего нет. Из технологий для нас выгоднее всего информационные - у нас много специалистов в области телекоммуникаций, и особые ресурсы не нужны, больше голова решает. Надеюсь, что Псков вернет свою функцию центра транзитной торговли. В сельхозпроизводстве на какой-то уровень можно выйти. Самая главная проблема - это демография.

- Евгений Эдуардович, а преемника себе уже готовите?

- Зачем преемник? Иду на третий срок.