На малой сцене ТЮЗа им. Брянцева прошла премьера спектакля "Тетеньки и дяденьки" по пьесам Нины Садур. Режиссер - Галина Бызгу, выпускница Мастерской Григория Козлова, одного из известнейших питерских режиссеров новой волны. Вообще говоря, подготовлена серия отчетных спектаклей разных авторов. Но пока только "Тетенькам и дяденькам" удалось выйти за рамки студенческой работы. Пусть даже талантливой.
Это не просто удачный дебют, а самое настоящее театральное событие - полуторачасовой спектакль, способный без потерь покинуть экспериментальную студенческую сцену и перейти в репертуар любого взрослого театра. В режиссерской манере Галины Бызгу мало ученического и еще меньше женского. Она "по-мужски" крепко и жестко выстраивает партитуру спектакля, избегая излишеств и сантиментов, подчиняя своему вкусу драматургию, слово, актерские индивидуальности. Вкус, надо сказать, не подводит. В спектакле Бызгу работает с весьма известными актерами, и ей удается свести их в один ансамбль, настроить на одну волну. Так, что все как один демонстрируют ощущение материала абсолютное и глубокое, обживая странный, шаманствующий мир пьес Нины Садур будто свой собственный. Две пьесы - "Чудная баба" и "Ехай" - образуют диптих. Герои разные, но вокруг всех одна мировая тьма и пустота, и на всех один небольшой островок света, оставшийся героям в архаическом, нелюдском мире.
Но главное - это актерские работы (и в этом внятно ощутимо воздействие наставника Бызгу Григория Козлова, прославившегося в Питере и за его пределами именно в качестве актерского режиссера). Артисты, до сей поры известные и любимые, с готовностью отозвались на открывшуюся возможность сыграть нечто для себя неожиданное. Поразителен актерский дуэт Аллы Лысенковой и Ольги Самошиной: всемирного зла, олицетворенного странной тетенькой, и доброй Лиды, лучащейся какой-то природной, всеохватной любовью. Маленькая тетенька в платочке ходит по пятам за Лидой и называет себя "злом мира", и абсурд этого перестаешь замечать почти сразу.
Виртуозно сыгран Константином Воробьевым машинист, трагикомический герой, который, найдя на рельсах перед своим поездом мужика (Сергея Бызгу), через минуту ревет у него на плече - оттого, что "вертеться не хочет". Нечто таинственное происходит с привычным ощущением времени и пространства. В происходящее начинаешь верить и не верить, как в сказку, и от этого и ужасно и смешно, одновременно. Финал рождает чувство грусти и тихого счастья. А театрального или просто человеческого - право, все равно.
Санкт-Петербург