За несколько лет компания Balti Laevaremonditehase AS (Балтийский судоремонтный завод, БСРЗ) из небольшого даже по эстонским меркам предприятия превратилась в транснациональную корпорацию, сферы интереса которой простираются чуть ли не на всю Северную, а также на часть Центральной и Западной Европы.
Ни капли иностранного
Одно из главных отличий акционерного общества Balti Laevaremonditehase AS от большинства частных крупных индустриальных компаний Эстонии - стопроцентно местный акционерный капитал. При акционировании по закрытой подписке арендного (с правом выкупа) предприятия контрольный пакет акций получили 12 человек, высших менеджеров предприятия. Генеральный директор (он же председатель правления АО) Федор Берман входит в Ассоциацию крупных предпринимателей Эстонии, объединяющую самых богатых людей страны, которая во многом определяет социально-экономическую политику государства.
Еще один штрих к "коллективному портрету" БСРЗ: завод расположен в таллинском районе Копли, населенном по преимуществу русскими, и персонал предприятия - более чем на девять десятых люди русскоязычные, что сегодня в Эстонии большая редкость. Но у руководителей фирмы на этот счет комплексов нет: если слесарь-корпусник или сварщик - отличные специалисты, но не говорят по-эстонски, то и пусть себе, в цехе от них этого и не требуется.
Вот уже третий год подряд в производство компании инвестируется ежегодно не менее 100 млн крон (то есть свыше 5 млн долларов США). Объем продаж за 1999 год составил 710 млн крон, в 2000-м прогнозируется не менее одного миллиарда. Прибыль предприятия в 1999 году равнялась 110 млн, в 2000-м эта цифра приблизится к 130-140 млн. Средняя зарплата - одна из самых высоких в стране.
Не рыба, а удочка
"В самом начале нашего пути, - рассказывает Федор Берман, - после того как "Балтийский судоремонтный завод" стал акционерным обществом, нашлось немало таких, кто предлагал все продать и выручку поделить. Вы, наверное, помните те времена: неясно, что и как будет дальше, у кого какие перспективы; отсюда чувство неуверенности у некоторых наиболее слабонервных, стремление получить сиюминутную выгоду, а там хоть трава не расти... Если бы мы пошли на поводу у таких настроений, то сегодня сидели бы у разбитого корыта".
Производство, да еще такое сложное, материалоемкое и трудоемкое, в отличие от банковских и биржевых спекуляций не позволяет надеяться на быстрое и безболезненное обогащение. Надо больше инвестировать в производство. А средств для этого взять, кроме как из собственных доходов, неоткуда. Большинство акционеров (а в основном это свои же работники БСРЗ) поддержало дирекцию. Люди доверяли квалификации своих менеджеров, которых знали много лет, и согласились с представленными экономическими расчетами, обосновывавшими перспективность реинвестирования.
Сегодня многие направления деятельности концерна сертифицированы по международному стандарту ISO 9000-9003 (признанный во всем мире "знак качества"). Отдельные виды изделий для оборудования свечных заводов в Германии изготавливаются только на БСРЗ, которому, таким образом, удалось потеснить конкурентов с многолетним опытом из Чехии и других стран. Таллиннские корабелы не только не польстились на "рыбу", но научились изготавливать "удочки".
Шесть направлений - надежнее
В начале 90-х годов производство на БСРЗ почти на сто процентов отвечало названию предприятия: это был ремонт судов. Сегодня же это направление занимает в общем объеме деятельности Balti Laevaremonditehase AS чуть более четверти. Причем к традиционному ремонту прибавилось еще и кораблестроение. Уже построены и сданы в эксплуатацию два катера для морской пограничной службы Эстонии и один - для лоцманской. Кроме того, развиваются новые для предприятия отрасли. Среди них изготовление металлоконструкций (в Данию отгружаются элементы для строительства контейнеровозов, в Норвегию, Канаду, Чили и другие страны - полностью укомплектованные баржи для кормления лососей, и так далее). Это - второе направление, близкое по структуре к прежнему бизнесу. Но есть и совсем нетрадиционные отрасли. Например, машиностроение - кузнечное производство, литье, пресс-формы. Далее - переработка и экспорт металлолома, газопроизводство (смеси для индустриальных и бытовых потребителей) и, наконец, совершенно новое для БСРЗ "железнодорожное направление": ремонт тепловозов, модернизация дизель-поездов и др. Итого - шесть направлений генеральной линии развития предприятия, которые делают производство устойчивее и надежнее.
Впрочем, если считать подразделы в каждом направлении, то их окажется еще больше. Одним только газовым производством занято пять дочерних фирм в Эстонии, Латвии, Германии и России.
И по форме, и по сути БСРЗ сегодня является транснациональной корпорацией, холдингом, где Balti Laevaremonditehase AS играет роль "зонтика" и куда уже вовлечен капитал из многих стран. Схема управленческой структуры концерна напоминает генеалогическое древо старинного дворянского рода. "Корни" - в Эстонии, а "крона" охватывает чуть ли не всю Северную, а также часть Центральной и Западной Европы.
"Создание новых производств, - комментирует развитие компании Федор Берман, - для нас вовсе не самоцель. Все решает принцип целесообразности. Если это выгодно - мы открываем новое. Если не выгодно - закрываем старое. Таким образом мы, например, избавились от строительного предприятия: выяснилось, что строительные работы гораздо выгоднее заказывать специализированным фирмам".
Тем не менее только за последние два года расширение производства позволило предприятию создать шестьсот новых рабочих мест - факт, при общей нестабильной ситуации на рынке занятости, особенно среди русских жителей Эстонии, тоже свидетельствующий в пользу сделанного десять лет назад выбора.
Почему же акций столь успешно действующего предприятия нет на биржах? Берман разводит руками: "Нам предлагали выйти на открытые торги еще лет пять назад, причем не только в Эстонии, но и в Америке. Очень уж мы привлекательно выглядим. Аппетитно, я бы сказал. Но мы считаем, что и здесь торопиться не следует. Время у нас еще есть, мы опоздать не боимся".
Таллин