Нехорошее слово

С того давнего уже момента, как Леня Голубков предложил с экрана всем россиянам стать его партнерами, слово "партнерство" в моем сознании начало приобретать негативный оттенок.

Дальше - хуже. Наблюдая (когда со стороны, а когда изнутри) за самыми громкими имущественными конфликтами в Петербурге, я опять и опять слышал это слово, которое теперь для меня стало прочно ассоциироваться с чем-то ненадежным и аморальным: с партнерами расходились, их "кидали", партнеры судились, ругались и порой стрелялись...

Заметьте - success story лидеров нашего бизнеса изобилуют фразами типа: "В далеком 199... году я со своими партнерами решил начать бизнес... Потом так сложились обстоятельства, что я от них отошел (вариант: они разорились, они начали плести интриги, я приобрел других партнеров)". Примечательно, что при любых исходах никто из предпринимателей по-человечески не жалуется и не обижается на партнеров, даже если они пытались присвоить себе его собственность, объединиться с конкурентами, сплести интригу или развалить бизнес. Никто не говорит: "они (или мы) поступили нечестно, непорядочно, неблагородно и неблагодарно". Выходит, что партнеры заранее прекрасно знают, чего можно ожидать друг от друга.

Современное российское деловое "партнерство" предстает перед наблюдателем как новая специфическая форма человеческих связей (или даже скорее не форма - стиль), позволяющая быстро сколачивать первоначальные капиталы, не оглядываясь на средства. Эти прагматические связи не предполагают, к примеру, взаимного доверия, моральных обязательств, благородства и разных прочих сантиментов. Они не описываются в договорах и законах, а держатся на одном только принципе - балансе интересов, от которого зависит доля партнера. Пока партнер нужен моему бизнесу - я его ценю, он "в доле", он пользуется любовью и уважением. Если же партнер ослаб, растерял свои преимущества, а то и просто утратил бдительность - все, такой партнер уже не нужен, его по-ленински проглатывают.

Разумеется, можно посмотреть на проблему и с другой стороны. Как многие еще помнят, "материя первична, сознание вторично". Возникнув на заре рыночной экономики, "партнерство a la russe" стало популярным не только из-за пресловутого морального разложения или примитивной жажды обогащения за счет ближнего. Только консолидируясь, начинающие бизнесмены смогли выстоять и развиваться в условиях среды, в значительной степени враждебной предпринимательству. Не случайно сегодня почти весь динамичный бизнес Северо-Запада принадлежит не отдельным лицам, а партнерам. Партнеры стоят и за основными банками, и за крупнейшими холдингами Северо-Запада. Но партнерство является и их ахиллесовой пятой. Ряд прошлогодних событий наглядно показал, что потеря одного из партнеров (или неспособность найти компромисс с партнерами) способны развалить общий бизнес.

Но что-то мешает выбросить слоган: "Долой партнерство, врага морали и угрозу бизнеса!". Почему-то находятся вменяемые люди, которые не бросают и не "подставляют" партнеров, не пытаются присвоить чужую долю. Они четко регламентируют отношения с партнерами всевозможными документами и договорами, а почувствовав, что пришло время делить бизнес, умеют цивилизованно разойтись. Значит, видимо, проблема не в форме, а в содержании. Есть хорошие партнеры, а есть плохие. Есть умные, а есть неумные.

Партнерство - сложная форма взаимоотношений, она не всякому по силам и по уму.

И многие только учатся правильно выстраивать подобные отношения, часто путем горьких разочарований и жестких ошибок. Не всем это дано, да и не всем нужно. Долгосрочное, корректное партнерство держится не только на устойчивых юридических схемах (при определенных условиях их может и не быть), но и на умении использовать уникальные возможности и нереализованный потенциал каждого из партнеров.

Задача партнеров в том, чтобы научиться формулировать свои интересы заранее и на долгосрочный период, а также сознательно максимально регламентировать взаимоотношения участников процесса. Это тяжелая работа. Для тех, кто к ней не готов, существует масса других форм заработка - можно, к примеру стать портфельным инвестором, а можно наемным менеджером. Просто каждый должен найти то, что ему по силам и по душе, и не дожидаться того момента, когда дело зайдет в тупик.