Горки для среднего класса

Отсутствие снега не мешает развитию горнолыжных парков в окрестностях Петербурга

Несмотря на то, что по данным Всемирной Ассоциации экологов к 2005 году средняя температура на всем земном шаре повысится по отношению к сегодняшнему дню на 6шС, а для Северо-Запада этот прогноз еще более радикален, в пригородах Петербурга активно развиваются горнолыжные парки отдыха.

С севера на юг

В окрестностях Петербурга исторически сложилось три горнолыжных района - Токсово, Коробицино и Можайское. В них сосредоточена большая часть крупнейших горнолыжных парков Ленинградской области. Как правило, все они возникли на месте бывших турбаз. Типичный пример - парк "Орлиная гора", появившийся в 1999 году в поселке Токсово рядом с железнодорожной станцией Кавголово на месте тренировочной базы ЛГИФ им. Лесгафта. Он создан компанией "Т. А. К. Т.", основной бизнес которой - торговая сеть магазинов Adidas и McGregor. Для того чтобы на месте бугельного подъемника и неказистых сараев появился комплекс с тремя подъемниками, пунктом проката, спортивным магазином Salomon, кафе, парковкой, музыкой и освещением, компании пришлось вложить около 1,5 млн долларов. Из них 1 млн долларов был получен в виде банковского кредита. Несмотря на то, что свой первый сезон "Орлиная гора" открыла достаточно поздно - в декабре 1999 года, - до его окончания парк успели посетить более 30 тыс. человек.

Привлекают посетителей "Орлиной горы" не столько склоны (их здесь три, и они довольно скромные - самый большой имеет длину около 300 м), сколько стилевое решение. Все постройки, от самых больших до самых малых, несут фирменные цвета парка - красный и желтый. В прокат предлагается 400 комплектов оборудования (горные и беговые лыжи, сноуборды и сноублейды, санки-ватрушки), предоставленного компанией Salomon, находящейся под контролем немецкой фирмы Adidas, снегоходы.

В десяти километрах от "Орлиной горы" находится "Охта-парк" - один из первых горнолыжных курортов, обретших цивилизованный вид. Единство стиля здесь с трудом пробивает себе путь - по постройкам "Охта-парка" можно изучать историю развития этого бизнеса. Все начиналось с маленького домика и нескольких склонов, а уж затем появился большой корпус с рестораном, прокатом и кассой. Увеличение числа склонов потребовало расширения стоянки и так далее. В прокат предлагается оборудование разных производителей, а общее количество комплектов - около 250. Длина склонов в "Охта-парке" такая же, как у "Орлиной горы", разве что немного ее превышает. Зато самих склонов больше. Уступать конкурентам "Охта-парк" не желает: ведется работа над новыми склонами, ждут снега парк для сноубордистов с трамплинами и желобом (pipe). Готовится каток, работает арбалетный тир, имеется детский склон, есть прокат снегоходов.

Чуть дальше от Петербурга, рядом с Зеленогорском, расположена "Пухтолова гора". Два склона и самые удобные среди опробованных нами подъемники настраивают на серьезное катание. Для сноубордистов построен большой желоб, работает каток. В отличие от двух предыдущих парков в "Пухтоловой горе" сдаются уютные коттеджи с бытовой техникой и сауной.

Самыми удаленными от Петербурга являются комплексы, расположенные в районе поселка Коробицино. Чтобы туда добраться, надо проехать в направлении Выборга около 120 км. Несмотря на такую удаленность, три курорта, расположенные там - "Снежный", "Красное озеро" и "Золотая долина", - имеют устойчивую популярность. Причиной этого являются сравнительно большие длина склонов и перепад высот. Три курорта мало отличаются друг от друга: 3-4 склона, примерно столько же подъемников, прокат. В "Красном озере" есть каток и коттеджи, в "Снежном" каток заменяет пейнтбол.

В южном направлении от Санкт-Петербурга расположен поселок Можайское, имеющий давнюю популярность, но с развитием курортов "дикий" горнолыжный отдых здесь теряет поклонников. В этом же направлении, в районе Ломоносова расположен Туутари-парк. Перепад высот тут не так значителен, зато помимо традиционных кафе и проката есть парапланы и лошади.

Бум на склоне

Бурное развитие горнолыжных парков началось около трех лет назад. В советское время Карельский перешеек в разгар сезона принимал в день около 200 тысяч любителей лыжного катания. Правда, большинство из них предпочитало беговые лыжи, сноубордов же не было вовсе. Пересадить такую массу людей на горные лыжи и сноуборды горнолыжным паркам пока не удалось. Но их результаты уже впечатляют. Каждый парк в выходной день посещают около 1500-2000 человек, то есть около 30 тыс. человек за выходные. В среднем каждый из них оставляет в кассе парка около 300 рублей, что означает месячный объем рынка с учетом будних дней около 2,5 млн долларов. Лакомый кусочек, но лишь на первый взгляд.

Создание горнолыжного парка требует значительных инвестиций. Так в "Орлиную гору", было вложено около 1,5 млн долларов.

Больших затрат требует приобретение и эксплуатация оборудования. Одна снежная пушка производительностью 40 кубометров в час, способная засыпать небольшой склон за пару дней, стоит около 8 тыс. долларов. А их надо иметь несколько. Ратрак для укладки снега (их необходимо как минимум два) стоит около 250 тыс. долларов. Стремясь снизить затраты, многие предпочитают покупать технику, бывшую в употреблении, но это значительно увеличивает расходы на ее обслуживание. Именно обслуживание подъемников и эксплуатационной техники составляет львиную долю постоянных затрат. Особую роль в них играет электроэнергия. Перебои с электричеством способны убить бизнес. Освещение, подъемники, отопление потребляют электроэнергию в больших количествах.

Все больше парков переходит на карточную пропускную систему. Покупка программного обеспечения, его поддержка и эксплуатация пропускных механизмов стоит еще около 100 тысяч долларов.

Классовое чутье

Решающим фактором популярности горнолыжного отдыха стала не реклама, а наличие платежеспособного спроса, который даже превышает предложение. Его основу формирует средний класс. Надо отдать должное всем владельцам зимних парков - они сумели предугадать, что на смену ресторанам и клубам придут другие увлечения. Слой людей, способных за два часа катания оставить 20 долларов, оказался широк и неожиданно активен. Люди, зарабатывающие от 400 до 2000 долларов, хотят новых развлечений, но не за границей, а здесь, рядом с домом. Именно поэтому пользуются популярностью дорогие кинотеатры, фитнесс-центры и боулинги, а теперь и зимние парки.

На микроуровне вопрос популярности парка зависит от его менеджмента. Здесь лежат поистине огромные возможности по опробованию управленческих технологий. В значительной степени успех парка закладывается еще на этапе его проектирования. От географического фактора зависит многое. Большинство горнолыжных курортов лежат на севере. В северной же части города живет большая часть населения Петербурга. Дорога к склонам должна сопровождаться указателями. Безусловный лидер здесь - "Орлиная гора". Качество дорожного покрытия также имеет не последнюю роль. Прибыль парка напрямую зависит от того, насколько здесь смогут задержать клиента. (Очереди не имеются в виду.) Поэтому к услугам посетителей должно быть много развлечений. Среди посетителей горнолыжных склонов профессионалы и фанаты, как уже говорилось, составляют меньшинство. Большая часть посетителей приехала отдохнуть. Многие приезжают семьями, с детьми, и это необходимо учитывать. Уже появились детские склоны, санки, детские комнаты с нянями. Отдых не всегда подразумевает спорт. Ресторан, кафе, сауна, конные прогулки, прокат снегоходов дополняют картину. Для тех, кто ставит перед собой задачу достичь спортивных результатов, должны быть профессиональные склоны, оснащение и инструкторы.

В выходные практически все парки работают на пределе своих возможностей. Очереди к подъемникам, нехватка прокатных комплектов являются обычным явлением. Недовольство клиентов вполне объяснимо - пока стоишь в очереди, время идет: оплата за снаряжение и подъемники почасовая. В этом отношении разумной кажется ценовая политика "Пухтоловой горы", где берут плату за количество подъемов. В будни парки, несмотря на более низкие тарифы, наоборот, недогружены. Несомненно, добиться загрузки в будни можно путем дальнейшего снижения тарифов, но это повредит имиджу парка. Руководство парков понимает, что средний класс предпочитает не допускать к себе другие слои общества. Его представители не хотят видеть рядом с собой ни олигархов с охраной, ни люмпенов, способных сломать и замусорить любой оазис.

Если погода позволит, в следующем сезоне парки и продавцы снаряжения пойдут в наступление на средний класс единым фронтом. И класс от этого только выиграет.

Санкт-Петербург