Мечтать не вредно

Совсем еще недавно приходилось часто слышать жалобы предпринимателей: в наших нестабильных условиях планировать деятельность возглавляемых ими предприятий категорически невозможно. Сейчас хаотичность, которой характеризовалась ситуация в стране на протяжении почти всех девяностых годов, вроде бы отошла в прошлое. Курс доллара если и растет, то весьма прогнозируемо, инфляция как будто в норме, отдельные законотворческие потуги властей тоже не очень портят картину. Но проблемы с планированием бизнеса так и остались. Конечно, в отдельных компаниях пытаются выстраивать финансовые и производственные планы, и у кого-то они даже не сильно отличаются от фактической реализации. И это действительно лучше, чем ничего. Но совершенно недостаточно.

Финансовое и производственное планирование в любом случае охватывает весьма близкий горизонт. Год, может быть, два, - не больше. Попробуйте спросить кого-либо из отечественных топ-менеджеров: что же будет представлять собой его компания лет этак через десять? Спектр прогнозов не будет отличаться большим разнообразием. Скорее всего, вы услышите ответ типа "наша компания станет самой крутой", то есть не несущий никакой информации. Здесь нет целеположения, на основе которого можно планировать долгосрочную деятельность компании. Увы, наши предприниматели, освоив азы управления, пока не перешли в высшую лигу: научившись складывать и вычитать, бизнес не освоил высшую математику.

Практически в любой книжке об управлении, давая определение менеджменту, авторы обычно сравнивают его и с наукой, и с искусством. Науку управления с грехом пополам мы уже начали применять, но по части искусства пока как-то не получается. Вот и на проведенном недавно нашим журналом круглом столе, посвященном опыту управления ведущих холдингов Северо-Запада, менеджеры и владельцы крупнейших компаний региона говорили о структурах, о формах объединения, о стратегии. Но о будущем своих компаний - ни слова.

Известно, что будущее нельзя сотворить завтра, его делают сегодня, через решения и действия, предпринимаемые, казалось бы, лишь ради задач сегодняшнего дня. И наоборот, то, что делается с прицелом на завтра, оказывает влияние на текущие дела. Пренебрежение будущим - это только симптом: менеджер не может вырваться за рамки сегодняшнего дня.

Однако без этого разработка любой стратегии будет грешить существенным изъяном, а именно представлять собой набор слабо связанных между собой решений.

Одним из основных элементов стратегического мышления является видение, представляющее собой, как писал в своей книге Роберт Уотермен, мысленное путешествие от известного к неизвестному, создание будущего путем монтажа известных факторов, надежд, мечтаний, опасностей и возможностей. Кроме того, видение помогает создать эталоны ценностей, общие для индивидуальной деятельности всех служащих компании, что, кстати сказать, особо важно для крупных бизнес-образований холдингового типа. Наличие у сотрудников каждого из предприятий, входящих в группу, общего видения - одно из необходимых условий, обеспечивающих единство структуры, повышающих устойчивость и препятствующих ее распаду. Не случайно большинство из руководителей, присутствовавших на нашем круглом столе, говорили о предпочтительности авторитарного стиля управления. В отсутствие корпоративной культуры, которую невозможно создать без общего видения сотрудниками будущего фирмы, или корпорации, приходится использовать другие мотивации: харизму лидера, страх наказания и т. д. и т. п.

Опора же на пещерные принципы управления приводит к тому, что крупное бизнес-образование становится аморфным, косным и не способным вовремя отвечать на вызовы времени. В такой компании снижается стремление к риску, происходит его минимизация. Но без риска нет предпринимательства. Культура таких организаций нетерпима к ошибкам, ведь все мало-мальски значимые решения должны приниматься централизованно. Высшие менеджеры очень ревниво относятся к инициативе своих подчиненных, ведь это понижает их статус. Соответственно снижается адаптируемость организации к происходящим изменениям, которыми так наполнена наша жизнь.

Почему-то считается, что мечтать - это удел юного возраста, а солидным дядям такое как-то и не по чину. Без изменения этих установок никак не обойтись, Но если мы действительно хотим иметь в будущем компании, способные занять достойное место на глобализующемся мировом рынке, от таких прямолинейных взглядов придется отказаться.

Сергей Агеев age@expertnw.ru