Заседанием координационного совета 20 марта свой десятилетний юбилей отметила Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации. Однако запланированного устроителями праздника не вышло. Напротив, мероприятие продемонстрировало, что юбиляра уже в самом ближайшем будущем ждут не слишком простые времена.
"Острая дискуссия"
Юбилейное заседание состоялось в городе Кириши (Ленинградская область). Выбор места проведения форума был не случайным: именно по инициативе одного из тогдашних областных лидеров Льва Койколайнена в январе 1991 года представители исполнительной и законодательной ветвей власти двенадцати субъектов федерации приняли решение о создании ассоциации.
Состав регионов-участников "Северо-Запада" с тех пор не изменился: сегодня в ассоциации представлены две республики (Карелия и Коми), восемь областей (Архангельская, Вологодская, Калининградская, Кировская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская и Псковская), Ненецкий автономный округ и город федерального значения Санкт-Петербург. Высшим представительным органом ассоциации является координационный совет, который определяет ее "генеральную линию развития". Повседневную работу организует исполнительный секретариат, а общее руководство всеми структурами осуществляет президент. Эту должность бессменно занимает петербургский губернатор Владимир Яковлев.
Накануне регионального саммита аппарат ассоциации выпустил специальный пресс-релиз, в котором, в частности, сообщалось, что "заседания координационного совета проходят несколько раз в год, при этом ставятся и обсуждаются самые острые вопросы".
Реальность, впрочем, показала, что этот тезис скорее следует отнести к разряду дежурного бюрократического аутотренинга. В действительности не только острой, но вообще никакой дискуссии по внесенным в повестку дня вопросам (развитие легкой промышленности; концепция совершенствования выставочно-ярмарочной деятельности; контроль за выполнением решения ассоциации почти трехлетней давности - "О проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства") не получилось. А принятые в итоге решения координационного совета один в один совпадали с розданными заранее "проектами постановлений".
Так, например, обсуждение судьбы легкой промышленности было анонсировано так: "Признать удовлетворительным состояние и перспективы развития отрасли не представляется возможным. Если в доперестроечное время в общем объеме валового продукта текстильная и легкая промышленность составляла 7,8% и формировала четвертую часть бюджета, то в настоящее время доля отрасли в общих объемах налоговых поступлений от промышленности в субъектах РФ Северо-Запада колеблется от 0,29% до 3,0%". И так далее - в том же духе.
Вместо того, чтобы обсудить действительно "горячую" проблему завязшей реструктуризации промышленности, региональные вожди вполне в стиле советских партхозактивов обратились к федеральным властям с просьбой принять закон "О мерах государственной поддержки предприятий текстильной и легкой промышленности", а также внести соответствующие изменения в Налоговый Кодекс и закон "О таможенном тарифе". Не пожелав проанализировать причины неудачи инициативы питерского комитета экономики по реформированию городской промышленности с целью стимулировать реформу и распространить ее на свои регионы, начальники ограничились скромным пожеланием "на проводимых в регионах, входящих в ассоциацию, тематических выставочно-ярмарочных мероприятиях обобщать и распространять опыт передовых предприятий отрасли".
Вообще, судя по всему, именно выставочно-ярмарочную деятельность региональные лидеры считают одной из ключевых. Они с удовлетворением отметили, что "в последние годы количество организованных в регионах России выставок увеличилось более чем на 20%". Однако, по мнению глав регионов, "рынок выставочных услуг имеет большой потенциал расширения". В этой связи было решено "утвердить концепцию выставочно-ярмарочной деятельности в регионе", а также создать "в субъектах Северо-Запада комиссии (советы) при администрациях по выставочной деятельности". Одним словом, у ярмарок на Северо-Западе - большое чиновное будущее.
Ситуацию с реформой жилищно-коммунального хозяйства региональные начальники рассмотрели в том же стиле, что и "проблему" легкой промышленности. Констатировав, что "реформирование ЖКХ в регионах Северо-Запада осуществляется в основном в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ", всю вину за его торможение лидеры свалили на федеральные власти, отметив "недостаток федерального обеспечения на содержание жилья, передаваемого в муниципальную собственность", а также "непонимание на федеральном уровне проблем, связанных с налогообложением ЖКХ". И, как водится, предложили Госдуме "ускорить принятие Жилищного Кодекса", а российскому правительству - исправить все и всяческие недоработки в этой сфере (имея в виду главным образом погашение федеральных долгов региональным бюджетам). Хотя могли бы, отдавая себе отчет в собственной бездеятельности и потворстве алчным чиновникам от жилкомхоза, обсудить здоровые инициативы, возникающие в их же администрациях (например, реформу бюджетной сферы, затеянную Комитетом финансов Петербурга), а наиболее разумные политически поддержать и распространить на все регионы.
"Кончилось ваше время"?
В ее сегодняшнем состоянии Ассоциация, судя по всему, выглядит не слишком презентабельной даже на уровне Северо-Запада, не говоря уже о столичных высотах. Подавляющее большинство заявленных устроителями VIPов юбилейное заседание попросту проигнорировали. Из обещанных российских вице-премьеров - Ильи Клебанова и Валентины Матвиенко - в Кириши не прибыл никто. Из двенадцати губернаторов был только один: президент ассоциации Владимир Яковлев. Из приглашенных чиновников полпредства присутствовал также всего один: заместитель полпреда Александр Кузнецов. А ведь еще несколько лет назад в работе "Северо-Запада" участвовали российский президент и почти все премьеры, включая нынешнего главу государства!
Оказавшись в гордом руководящем одиночестве, петербургский губернатор выразил по этому поводу недоумение, граничащее с растерянностью: "Болеют только двое губернаторов (Сергей Катанандов и Валерий Сердюков). Губернатор Калининградской области Владимир Егоров извинился и сообщил, что не может присутствовать по причине сильной занятости. По каким причинам не приехали остальные, я не знаю".
Спустя некоторое время в Смольном попытались смягчить конфуз. "В прессе появлялись разные оценки прошедшего мероприятия: писали о том, что приехало очень мало губернаторов, - поведал в интервью "Эксперту С-З" руководитель пресс-службы петербургского губернатора Александр Афанасьев. - Однако хочу отметить, что ассоциация сегодня - нормальный и самостоятельно действующий механизм с собственным аппаратом. Владимир Яковлев - как президент Ассоциации - конечно, был обязан присутствовать на этой конференции, но как только он перестанет быть таковым, тоже будет присылать вместо себя представителей".
Схожей трактовки произошедшего придерживаются и в аппаратных недрах самой Ассоциации. Впрочем, в словах директора ее департамента Михаила Яковлева была заметна плохо скрытая обида: "Мы, конечно же, были несколько разочарованы тем, что на конференции не присутствовали первые лица исполнительной власти территорий: ведь у нас все-таки был десятилетний юбилей. Однако статус ассоциации не обязывает их присутствовать - главное, чтобы все регионы были представлены.
Так в чем же причина этого - фактически демонстративного - отказа от участия в работе ассоциации входящих в нее губернаторов? В неофициальных беседах сотрудники Смольного кивают на "Дворец бракосочетаний" - резиденцию Северо-Западного полпреда Виктора Черкесова.
В самом деле, разговоры о том, что функции Ассоциации и задачи полпредства во многом пересекаются, ходили фактически с момента появления последнего в мае прошлого года. Свое официальное подтверждение они получили зимой, когда "экономический" заместитель Виктора Черкесова Любовь Совершаева заявила о "неэффективности" Ассоциации, мотивировав свою точку зрения тем, что на практике реализуется не более 5% принимаемых на ней решений.
Присутствовавший в Киришах Александр Кузнецов, впрочем, подобных оценок деятельности Ассоциации не делал. Напротив, на словах он был настроен вполне конструктивно: "Руководство федерального округа не просто так присутствовало на заседании ассоциации: мы заинтересованы в подобных мероприятиях".
В том, что делить обеим структурам нечего, пытается убедить собеседников и Михаил Яковлев: "Следует напомнить, что ассоциация и полпредство находятся в разных правовых плоскостях и наделены разным правовым статусом. Ассоциация является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в министерстве юстиции. Мы действуем в соответствии с ельцинским законом 1999 года, определяющем наш статус. А Виктор Васильевич Черкесов - сотрудник администрации президента. Поэтому, хотя у нас одно поле деятельности на территории Северо-Запада (с поправкой на то, что Кировская область входит в ассоциацию, но не в округ), инструменты деятельности - разные".
Впрочем, вряд ли стоит сомневаться, что все эти заявления - не более, чем дань дипломатическому этикету. После появления ведомства генерала Черкесова исход его противоборства с конкурирующей структурой был предопределен.
Вертикаль вместо горизонтали?
Очевидно, что стремление президента Путина выстроить "вертикаль власти" нанесло серьезный удар по прозябавшим горизонтальным межсубъектным связям. И виной тому не только - и даже не столько - коварство федеральных властей. Гораздо важнее то, что за время своего существования эти ассоциации (по крайней мере, как показывает опыт Северо-Запада) так и не стали реальной силой, интегрирующей регион и способной к осуществлению самостоятельной политики.
При "раннем" Ельцине центр фактически самоустранился от решения региональных проблем. В этих условиях не привыкшие еще к самостоятельности главы территорий были попросту обречены тесниться друг к другу, чтобы было не так "страшно и одиноко" в условиях отсутствия ценных указаний сверху. Именно недостаток у региональных лидеров уверенности в себе, а отнюдь не избыток оной, и явился побудительным мотивом к их горизонтальной интеграции.
С тем большим удовольствием "удельные князья" устремились в до боли знакомое прокрустово ложе единой федеральной казармы, как только к этому появились реальные предпосылки. Пожалуй, единственным лидером, который вынужден демонстрировать в этой ситуации хотя бы внешне формы территориальной гордыни, является петербургский губернатор Владимир Яковлев.
Между тем отнюдь не факт, что замена дряблой и инертной региональной "горизонтали" на более жесткую и энергичную на вид "вертикаль" окажется полезнее для судеб территорий. Ибо еще со школьной скамьи известно: самая аморфная горизонталь - по определению - куда устойчивее вертикали, пусть даже самой "жесткой".
Санкт-Петербург