Проба кулака

С появлением на рынке новых производителей в системе оптовой торговли табаком возможны серьезные изменения.

Российский табачный рынок изначально формировался оптовиками-импортерами. На правах "хозяев" они попытались диктовать условия западным компаниям, но не тут-то было. Очень скоро после открытия производств российские оптовики, по выражению Леонида Шиняева ("Континент-Торг"), "оказались между молотом и наковальней: производители диктуют свои цены и рекомендуют маржу, а розница выбирает тех, кто лучше дружит с производителем".

Долгое время оптовая торговля табаком была весьма прибыльна, и желающих "приобщиться к благам" скопилось немало. Но потом горлышко стало уже: вместо некоего числа западных оптовых каналов в России появились три производителя - Philip Morris (PM), Japan Tobacco International (JTI) и British-American Tobacco (BAT), - чья продукция составляет основу ассортимента (сейчас на изрядную долю пирога претендует еще Gallaher Ltd. со своим "Дукатом"). Отказ от сотрудничества с любым из этих производителей грозит большими проблемами. Как сказал один из оптовиков: "Мы теперь - известное устройство, куда кладут всякое и нажимают смывную педаль...".

Оптовик берет у производителя не что хочет, а что дают. А каждая из компаний имеет марки, в продвижении которых наиболее заинтересована. И даже при отсутствии спроса бывает нужно обеспечить ее представленность в рознице. Достигается это просто: "Вася, хочешь получить свой заказ - берешь еще столько-то "Махорки кавалерийской"!

Наиболее строго к распределению продукции подходит Philip Morris. Чуть проще строятся взаимоотношения с торговлей у ВАТ.

Что же касается JTI, то она сегодня обладает доставшейся в наследство от R. J. Reynolds сетью из почти сотни не зависящих друг от друга контрактеров по всей стране.

Однако сейчас на рынке появился еще один мощный игрок - "Дукат", - выросли и общие объемы производства. Спрос на услуги оптовиков соответственно увеличился. Если учесть, что основные игроки оптового рынка уже давно знают друг друга и испытывают сходные проблемы, вероятность их объединения в масштабах региона или субрегиона весьма велика. А это в свою очередь может изменить ситуацию на рынке принципиально.

Санкт-Петербург