Часы или коробки?

Петербургские программисты определяются с бизнес-моделью

За последние десять лет Петербург пережил неожиданную метаморфозу: из города, известного развитым машиностроением и учреждениями, в той или иной степени связанными с ВПК, он превратился в один из крупнейших центров информационных разработок северо-востока Европы.

Однако сегодня Петербургу предстоит определиться со своим имиджем на рынке высоких технологий. У города есть два основных пути развития - либо стать "технологическим придатком" США, Европы и Москвы, либо законодателем мод на рынке IT и поставщиком высококачественных технологических решений и программных продуктов на мировой рынок.

Человеко-часы на продажу

Оффшорным программированием - выполнением разовых заказов для западноевропейских и американских заказчиков - в Петербурге занимается несколько десятков компаний и, кроме того, множество программистов-фрилансеров, работающих на дому и поддерживающих связь с работодателем исключительно по электронной почте. Основная масса клиентов приходится на США - оттуда приходит около половины всех заказов, - однако немало желающих воспользоваться услугами российских программистов и в Западной Европе, в основном, в Германии и Великобритании.

Типичный случай, в котором помощь наших соотечественников незаменима, выглядит примерно так: молодая, маленькая и амбициозная компания (в Америке их называют startup, во Франции - jeune pousse) срочно нуждается в программном обеспечении для своего нового интернет-магазина, аукциона, виртуального сообщества и т. п., но не может позволить себе нанять разработчиков в Нью-Йорке или Массачусетсе (напомним, что годовые зарплаты программистов в США сейчас зашкаливают за 100 тыс. долларов). Она обращается к американской компании-посреднику, осуществляющей связь с российскими разработчиками, и делает заказ, который переправляется в Россию и выполняется здесь ничуть не менее квалифицированно, чем в предместье Сан-Диего, но за значительно меньшие суммы . При этом клиенту не надо беспокоиться о переводе средств в Россию и о достижении взаимопонимания с русской командой: эта задача также ложится на плечи посредника.

Для того чтобы снизить затраты на поиск клиентов и содержание западных офисов, петербургские компании объединяются в консорциумы. Крупнейшим из них является сегодня "Форт-Росс", в которых входит двенадцать софтверных компаний. Из них назовем одного из старейших городских производителей программного обеспечения - компанию "Ланит-Терком", созданную на базе кафедры системного программирования матмеха СПбГУ, компании Arcadia, Santa-Barbara и SoftJoys и, наконец, подразделение компании Ectaco Inc., занимающейся производством электронных словарей-переводчиков (это подразделение называется Ectaco Development Center).

Кроме компаний, ориентированных исключительно на выполнение сторонних заказов, в Петербурге существуют и филиалы крупных американских и московских фирм, предпочитающих выносить дорогостоящее производство в Петербург вместо того, чтобы оплачивать его у себя дома. К примеру, с 1998 года здесь работает Artificial Life Rus Ltd., дочерняя компания бостонской Artificial Life, Inc., которая занимается разработкой интеллектуальных роботов для Интернета, применяющихся, например, для автоматизированного обслуживания клиентов электронных магазинов.

"Коробочный" продукт

Описанный выше сценарий с американским стартапом был совсем недавно для Петербурга делом совершенно обычным и естественным. Однако, несмотря на то, что глобальные тенденции в индустрии положительны (по оценкам McKinsey, оборот петебургского рынка разработки программного обеспечения составил в 2000 году около 60 млрд долларов и ежегодно увеличивается в полтора раза), сегодня есть основания предполагать, что в ближайшем будущем ситуация изменится: если индекс NASDAQ продолжит свос стремительное падение, это рано или поздно приведст к существенному удешевлению квалифицированной рабочей силы в США (это процесс уже начался) и, соответственно, к сокращению потока оффшорных заказов к российским программистам.

Здесь следует заметить, что оффшорное программирование как продажа человеко-часов всс же является низшей формой существования компаний-разработчиков. Несмотря на то, что для этой отрасли Петербург обладает рядом серьсзных преимуществ, он по-прежнему проигрывает по привлекательности таким мощным центрам оффшорных разработок, как, например, Индия.

Как следствие, оффшорное программирование не является наиболее перспективным направлением в секторе информационных технологий. Значительно выше ценятся на мировом рынке компании, поставляющие не рабочую силу, а готовые технологические решения и "коробочные" продукты для конечного потребителя.

Между тем в этом плане Петербург является одной из российских житниц. По словам Михаила Новикова, директора консалтинговой компании ADMIN Ltd., которая также ежегодно проводит в Петербурге форум "Интернет и инвестиции" и "Российскую конференцию по электронной коммерции", "последние годы показали, что многие технологические новшества разрабатываются и обкатываются в Петербурге, переносятся в Москву, а затем тиражируются по всей стране. Это касается программных продуктов для электронной коммерции, online магазинов, систем интернет-платежей, пластиковых карт, компьютерных лингвистических продуктов и т. п."

Хорошим примером здесь может послужить известная петербургская разработка - платсжная система PayCash, позволяющая проводить через Интернет моментальные мультивалютные расчеты с помощью цифровых наличных, хранящихся в электронном кошельке. PayCash была создана в 1998 г. банком "Таврический" и группой компаний "Алкор Холдинг". С тех пор, как в 1999 г. началась коммерческая эксплуатация системы, в нес вошло несколько крупных российских банков - в частности, "Гута Банк", "Первый Республиканский Банк", "Расчстно-Кредитный Банк", "РусСлавБанк". Сейчас PayCash прилагает серьсзные усилия для того, чтобы пробиться на западный рынок - для этой цели в феврале 2000 г. была создана компания Cyphermint Inc., которой были переданы все права на использование технологии PayCash за пределами бывшего СССР.

Другими примерами успешного продвижения местных разработок на большой рынок являются компании "ПРОект МТ" ("ПРОМТ"), которая производит системы машинного перевода ("ПРОМТу", в частности, принадлежит сайт Translate.ru, служащий наглядной демонстрацией возможностей ес переводчика), "Рексофт", построившая для обкатки собственных разработок один из наиболее известных российских интернет-магазинов "Озон", TAG Ltd., поставляющая "под ключ" решения для электронной коммерции, и DataArt, в недрах которой был создан движок почтовой системы Mail.ru, ныне используемый рядом компаний в России и в Америке.

Существует и ещс один сектор IT-рынка, в котором Петербург также мог бы успешно конкурировать как с западными, так и с индийскими коллегами - это веб-дизайн, который обычно идст рука об руку с разработкой сайтов. Петербургские веб-студии, названия которых хорошо известны в России, можно пересчитать по пальцам одной руки. В первую очередь это коллективы, работающие под крышей крупных провайдеров (Peterlink, Atlant, WebPlus), рассматривающих веб-дизайн и создание сайтов как одну из дополнительных и не очень дорогих услуг для корпоративных клиентов, и несколько "независимых" команд, для которых дизайн является основным видом деятельности. Из "независимых" лучшими традиционно считаются TomStudio и Portal Design Group, которая, в частности, занимается поддержкой городского портала portal.spb.ru.

Недавно о свосм намерении застолбить себе место на этом секторе российского рынка объявила и DataArt Studio, единственным "местным" клиентом которой до недавнего времени была компания Port.ru. На Х Московском международном фестивале рекламы, который проходил в конце ноября 2000 года в Москве, DataArt Studio получила сразу три приза (в номинациях "Информационные проекты", "Сервисные проекты" и "Простые баннеры"), обойдя своих многочисленных коллег из Москвы - в том числе Actis и DEFA Kreativbuero - и жирным крестиком обозначив Петербург на карте российского веб-дизайна. Директор DataArt Studio Евгения Курц полагает, что у нес нет конкурентов на дизайнерском рынке. "Работы здесь так много, что места хватит всем", - говорит она.

Силиконовая долина?

Какой из двух путей развития выберет Петербург - примитивную торговлю человеко-часами или создание высокоспециализированного программного продукта, востребованного рынком, - пока не понятно. С одной стороны, многие из уже существующих петербургских компаний имеют очень хорошую репутацию и вполне способны на равных конкурировать со своими западными коллегами. С другой стороны, постоянная утечка мозгов, концентрация денег в столице и шоковое состояние, в котором пребывает рынок после падения фондовых индексов, сдерживают развитие и не дают городу развернуться. Если Петербургу удастся преодолеть эти преграды, у него появится возможность стать Силиконовой долиной Европы. Разумеется, было бы глупо этой возможностью не воспользоваться.

Санкт-Петербург