На крайнем западе - тарифная война

Из-за действий Калининградской железной дороги на грани остановки оказались крупнейшие производители области

Конфликт из за железнодорожных тарифов между ведущими промышленными предприятиями Калининградской области с одной стороны и Калининградской железной дорогой (КЖД) с другой вышел на новый уровень противостояния. Руководители СП "Цепрусс" и ООО "ЛУКойл-Калининградморнефть" заявили, что их предприятия находятся на грани остановки из-за действий КЖД. На 24 марта "ЛУКойл-Калининградморнефть" было вынуждено остановить добычу, а "Цепрусс" не может принять необходимое ему сырье - КЖД объявило конвенцию по Белоруссии и Литве на грузы, отправляемые в адрес бумажников.

Тарифом по....

История конфликта началась еще в 1998 году. Тогда после августовского кризиса естественные российские монополии приняли решение не поднимать тарифы на свои услуги до конца года, чтобы дать шанс пострадавшим промышленникам хоть как-то минимизировать их убытки. Однако в недрах Министерства путей сообщения (МПС) "родился" так называемый международный транспортный тариф на экспортные и импортные перевозки, который в несколько раз превышает внутрироссийский.

Согласно действующему по России железнодорожному тарифу за номером 1001 калининградские нефтяники "ЛУКойла", к примеру, должны были бы платить 1,2 доллара за перевозку каждой тонны нефти между своими подразделениями (расстояние немногим больше 50 км), а КЖД пыталось заставить платить их свыше 18 долларов. Поначалу калининградские экспортеры достигли соглашения с КЖД - нефтяники платили 2,5 доллара, и КЖД это устраивало. Но с 1 октября 1999 года срок соглашения истек, и КЖД стала взимать уже по 11, 68 доллара за тонну нефти. А в 2001 году калининградские промышленники с удивлением узнали, что тарифы еще повысились сразу на 7 долларов. Причем узнали случайно - перечисленные авансом КЖД деньги за грузоперевозки были списаны со счетов скорее обычного. Железнодорожники о повышении тарифов не предупреждали, объявление опубликовали даже не в ведомственном "Гудке", а в мало кому известном журнале "Партнер".

В начале марта нефтяники вынуждены были остановить добычу на 41 скважине, а к концу - уже на 118. Финансовые потери нефтяников ежедневно составляют около 4 млн рублей.

Все на фронт

Борясь с произволом железнодорожников, грузоотправители направили иск о признании "международного" тарифа для перевозок российских грузов незаконным. Рассмотрев дело, Высший арбитражный суд вынес решение в пользу грузоотправителей и постановил вернуть предприятиям незаконно взысканные суммы.

Согласно судебному решению, КЖД должна была вернуть "Цепруссу" 33 млн "переплаченных" рублей, а "ЛУКойл-Калининградморнефти" - 80 млн рублей. Не дождавшись этих денег, предприятия обратились за помощью к судебному исполнителю. Однако пристав смог лишь наложить административный штраф на начальника КЖД Виктора Будовского, поскольку платежи за грузоперевозки, минуя счета КЖД, поступают непосредственно МПС. В начале марта руководители двух крупнейших предприятий области начали готовить иск о признании КЖД, задолжавшей им 4 млн долларов, банкротом.

В ответ на действия предпринимателей в калининградской прессе было опубликовано официальное заявление начальника КЖД, в котором он объяснял претензии промышленников желанием "получить сверхприбыли на экспорте сырья за счет железной дороги" и заявил, что для КЖД "та цена, на которой настаивает "ЛУКойл-Калининградморнефть", заведомо убыточна". Публичный ответ г-ну Будовскому дал генеральный директор ООО "ЛУКойлКалининградморнефть" Юрий Каджоян. Он напомнил, что предприятие - крупнейший налогоплательщик, его доля в общем бюджете области составляет не менее трети. В 2000 году "ЛУКойл-Калининградморнефть" инвестировало в регион 1,5 млрд рублей.

Каджоян обвинил КЖД в том, что "беря непомерную плату за грузоперевозки, дорога налоги в местный бюджет не платит", - поскольку полученные от грузоотправителей деньги переводятся на счет МПС, а области остаются "одни долги". Да и кто дал право железнодорожному ведомству трактовать экспортно-импортную направленность грузов, - оно же получает плату за услугу, оказанную на территории России. По поводу прозвучавшего в заявлении Виктора Будовского призыва к правоохранительным органам оградить КЖД от возможного пикетирования нефтяниками, Юрий Каджоян заявил, что они никогда не высказывали угроз в адрес железнодорожников, да и некогда пикетировать пути, - работать надо.

Сидеть не будет - договорятся

В конфликт была вовлечена и исполнительная власть региона. Так, 19 марта правление Ассоциации муниципальных образований Калининградской области приняло заявление, в котором призывает конфликтующие стороны к скорейшему разрешению конфликта. В "пику" монополисту-КЖД, вольно трактующему с подачи руководства своего ведомства установленные государством тарифы, даже прозвучало предложение увеличить в 2,5 раза стоимость аренды земли под железнодорожными путями. А в случае неуплаты начисленных сумм аренды - в судебном порядке забрать у КЖД электровозы!

Побывавший в Калининграде 24 марта заместитель генерального прокурора РФ Владимир Зубрин на встрече с журналистами прокомментировал конфликт таким образом: "Если судебный исполнитель сочтет необходимым запустить механизм действия статьи 315 УК РФ, согласно которой за неисполнение судебных решений следует уголовная ответственность, то начальник КЖД Виктор Будовский может быть задержан и привлечен к уголовной ответственности". Но поскольку очевидно, что г-н Будовский не сам такой храбрый, а исполняет приказы вышестоящего руководства, этот механизм не будет запущен.

На встрече губернатора области Владимира Егорова и министра путей сообщения РФ Николая Аксененко, которая состоялась 21 марта в Москве (где присутствовал и начальник КЖД Виктор Будовский), была достигнута принципиальная договоренность о необходимости разрешения конфликтной ситуации. Совместная комиссия МПС и администрации Калининградской области, которую возглавили первый заместитель министра путей сообщения Михаил Иванков и вице-губернатор Владимир Пирогов, уже приступила к работе, а пока регион несет безвозвратные потери.

Калининград