Наша "Маска"

Культура
Москва, 16.04.2001
«Эксперт Северо-Запад» №7 (36)
Диана Вишнева взяла свое

Петербургская балерина Диана Вишнева представлена к национальной театральной премии "Золотая маска". И совершенно очевидно, что Диана свою "Маску" получит. Наконец.

Перечисляя питерских балетных хедлайнеров, Вишневу всегда упоминают сразу после полулегендарной Ульяны Лопаткиной. Понятно, что еще одна полученная или не полученная премия ничего в этом статусе не изменит. И все-таки слишком уж это давний сюжет: "Золотая маска" и Диана Вишнева. Первый раз о "Маске" заговорили после триумфального дебюта в "Дон Кихоте", тогда Вишнева была еще студенткой балетной Академии, и назвать ее в числе номинантов жюри не решилось, посчитав, что слишком рано. Затем заговорили после Джульетты: жюри "Маски" спохватилось сезоном позже события. Премьера в "Симфонии до мажор": жюри предпочло Ульяну Лопаткину. В этом году, после премьеры "Драгоценностей" Баланчина, кандидатура Вишневой стала бесспорной для жюри в номинации "Лучшая женская роль" в балетном театре. Аминь.

Балерине все давалось не сразу. При том что ее обойденной не назовешь - успех был завоеван мгновенно и сенсационно. Вишнева, самая яркая из генерации юных балетных звезд, опережала сверстников и сверстниц во всем. Пока однокурсники разыгрывали места на конкурсе хореографических училищ, Вишнева уже взяла "золото" на одном из самых престижных в мире конкурсов - в швейцарской Лозанне. Она сразу определила свой собственный стиль - актерский и танцевальный. Академический репертуар был проинтонирован ею по-современному, бьющая через край энергия оживила запылившуюся хореографию Петипа, утяжеленную повествовательность драмбалета и обледеневшие баланчинские конструкции. Из кокона вундеркинда появилась универсальная актриса с уникальным комплексным владением театром представления и переживания. При этом ее право на ключевой русский репертуар для многих, как ни странно, вовсе не очевидно. Балерина Баланчина? Безусловно. Современная хореография? Конечно. Но "Баядерка", "Лебединое озеро", "Раймонда": здесь претензии Вишневой чаще всего воспринимают как капризы. Вероятно, у истории с "Золотой Маской" тот же корень: "признанную русскую балерину" определяют прежде всего "Лебединым озером". Вишнева его не танцует.

Зато танцует "Баядерку". Давно забывший свой первоисточник сюжет актриса преобразила радикально. Ее Никия словно вернулась в Россию из эмиграции: традиции русского Императорского балета, сохраненные в западном заимствовании, были дополнены ритуалом индийского театра. Вишнева предстала в роли балерины Петипа - обожествленного центра мироздания балетного спектакля. Чуть ли не впервые в истории исполнительства актриса разделила роль Никии на суровую девственную жрицу - и влюбленную, земное воплощение всевластной богини - и роковую женщину. Каждая часть балета четко апеллировала к соответствующей индийской легенде: история любви Шивы, история любви Радхи и Кришны в танцах катхак, ритуальное торжество, в котором уже нет ничего личного, приводящее к соединению героев в идеальном мире чистого танца.

Собственно, для Дианы Вишневой актерство и есть служение. И карьерные извивы определяются им же. Наделенная волей, даже своевольная, она знает, чего хочет. И находит возможность это воплотить. Упрямых не любят.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

    Реклама