Страна вполне богата - порядка только нет

Властям Коми не удается обустроить республику за счет освоения богатейших природных ресурсов

Республика Коми является единственным регионом Северо-Запада России, обладающим по-настоящему богатыми минерально-сырьевыми ресурсами. Их стоимость оценивается величиной около 340 млрд долларов. В то же время в бюджет Коми от освоения ресурсов поступает пока не более 2-3 миллиардов рублей (70-80 млн долларов). Население республики живет в откровенной бедности. Судьба полузаброшенного острова Заречье на окраине столицы Коми города Сыктывкар в этом смысле вполне символична. Находясь в самом сердце республики, пятьсот его жителей как мыкались в советское время в своих регулярно затопляемых в половодье жилищах, так мыкаются и сегодня. Разница лишь в том, в советские времена они хотя бы получали компенсацию. Сегодня нет и этого. В бюджете Коми нет денег ни на развитие острова, ни на переселение жителей. Так же и со всей республикой в целом.

В ожидании спасителя

При советской власти освоение открытых в республике крупных месторождений нефти, газа, угля и металлов практически ничего не давало населению - все уходило в Москву. Казалось бы, в новые времена, по примеру других регионов, таких, как Тюмень или Ханты-Мансийский национальный округ, можно было бы и Коми ожидать благополучия от освоения месторождений частными компаниями.

Однако тому были объективные препятствия. Главное богатство республики, нефть - не поверхностная, а глубинная, и потому относительно более дорогая, чем в Сибири. По этой причине в советские времена основные силы и средства шли на освоение нефтяных запасов Сибири - там возникали крупные нефтедобывающие предприятия, создавалась инфраструктура, строились дороги, города. В Коми ничего подобного не было - ее потенциальные богатства находились на периферии интересов ЦК КПСС, край развивался ни шатко ни валко и когда настали новые времена, в Сибири была создана база для крупномасштабного нефтегазового бизнеса, а в Коми ее ресурсы так и остались по-настоящему неразработанными.

Откровенно бедствовал даже город Усинск, "нефтяная столица" Коми, центр района, где расположены основные разрабатываемые месторождения, а сам район, как показало специальное исследование, являлся наиболее "дискомфортным" в республике. Для оживления производства требовались огромные инвестиции, которые теперь, после прекращения централизованного финансирования, можно было получить только от крупных частных компаний. Но они не торопились приходить в республику.

В Коми работало несколько местных компаний, но даже крупнейшая из них, "Коми ТЭК", добывала лишь 1, 5-2 млн тонн нефти в год, разрабатывая немногим более половины своих месторождений. Весь же объем добычи нефти в республике в лучшие времена не превышал 10 млн тонн. Понятно, что бюджет получал от этого немного, а из-за низкой рентабельности нефтедобычи, плохой инфраструктуры обороты компаний наращивались медленно. Даже падение рубля в августе 1998 года и резкий скачок мировых цен на нефть в середине 1999 года, когда прибыльность экспорта резко повысилась, качественно ситуацию в Коми не изменили. В 1999 году добыча нефти даже упала по сравнению с 1998 годом. Республике явно не хватало не только, и даже, по-видимому, не столько крупномасштабных инвестиций, сколько грамотных, энергичных менеджеров и инициативных руководителей во властных структурах. И потому когда в конце 1999 года в республику пришла крупнейшая российская компания - ОАО "НК ЛУКойл", - возникли надежды на долгожданное оживление экономики края.

"ЛУКойл" не всему голова

В апреле 2000 года на Совете директоров в Усинске Вагит Алекперов, президент "ЛУКойла", объявил о глобальных планах освоения Тимано-Печорских месторождений нефти, включающих колоссальные (134 млрд руб. за 10 лет, в том числе 89 млрд руб. - в нефтедобычу) инвестиции в нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую отрасль республики. Интерес компании объяснялся просто: запасы нефти и газа этих месторождений оцениваются более чем в 6 млрд тонн. Из них около 1,4 миллиарда тонн нефти уже подготовлено для промышленного освоения. Компания планирует довести добычу нефти в Коми до 9, 6 млн тонн к 2005 году.

Реальность планов подтверждалась и практическими действиями "ЛУКойла". Компания выкупила НК "Коми ТЭК" и ЗАО "Нобель Ойл", суммарная добыча нефти которых составляет около 30 процентов годовой добычи республики. Кроме того "ЛУКойлу" принадлежит значительная доля еще в одной крупной нефтяной компании Коми - "Тэбукнефти". Не так давно в Коми начала работать фирма "Парма Ойл", учрежденная компанией "ЛУКойл Пермь". А весной 2000 года владельцами 51% акций одного из самых респектабельных банков республики - "Коми регионального банка "Ухтабанк" - стали структуры, дружественные "ЛУКойлу".

Однако, как показало время, нефтяной гигант не оправдал надежд, возлагавшихся на него властями республики. Позволив "ЛУКойлу" прибрать к рукам перспективные месторождения нефти и поглотить несколько крупных нефтедобывающих предприятий, власти Коми рассчитывали, что компания отплатит республике хотя бы полновесными налогами. Однако сильный и независимый "ЛУКойл" явно не собирался ставить интересы Коми выше собственного желания минимизировать издержки.

Нефтедобываюшие предприятия "ЛУКойла" продают нефть подразделениям компании из других регионов по корпоративным ценам, которые почти в три раза ниже тех, по которым сбывают нефть другие республиканские недропользователи. Естественно, что в результате такой коммерческой политики "ЛУКойла" республиканский бюджет не досчитывается сотен миллионов рублей. И хотя с точки зрения закона здесь все нормально, региональные власти явно недовольны такой неблагодарностью.

По данным министерства природных ресурсов республики Коми, в 2000 году "Коми ТЭК" при добыче 1,96 млн тонн нефти продавал тонну за 1662 рубля, в то время как средняя цена реализации нефти по другим предприятиям республики составляла 3200 рублей за тонну. Власти Коми скрупулезно подсчитали, что общие потери бюджетов составили 294 миллиона рублей, из которых бюджет республики не досчитался 177 миллионов рублей, а бюджет страны - 88 миллионов рублей. Другая структура "ЛУКойла" - компания "Нобель-Ойл" - при добыче в прошлом году 810 тысяч тонн нефти продавала одну тонну за 1100 рублей. Потери республиканского бюджета составили около 80 миллионов рублей, а федерального - 53,5 миллионов рублей. Общие потери бюджета республики от явно заниженных корпоративных цен составили 257 миллионов рублей. В этом году потери планируютя почти вдвое большими.

Раздражает администрацию Коми и нежелание "ЛУКойла" заниматься широкомасштабными благотворительными вложениями в социальную инфраструктуру республики. Хотя принадлежащие нефтяному гиганту компании и спонсируют некоторые социальные программы, но объем этой помощи явно несоразмерен масштабам "ЛУКойла". Особое недовольство главы Коми Юрия Спиридонова вызвало "невнимательное" отношение компании к спорту: "Небольшие республиканские нефтяные компании выделяют на спорт по 30-50 миллионов рублей каждая, а "ЛУКойл" - всего миллионов восемь", - негодовал он 29 марта 2001 года в Сыктывкаре на встрече с членами сборной по лыжам.

Впрочем, существуют и другие причины для не слишком теплых отношений. Так, власти опасаются, что монопольное положение на нефтяном рынке республики платящего заниженные налоги "ЛУКойла" создает ему явные преимущества в конкурентной борьбе с мелкими и средними местными предприятиями, которые налоги платят сполна и потому более выгодны региону.

Признавая заслуги "ЛУКойла" в оживлении деятельности на нефтяных промыслах, заместитель министра угольной, нефтяной и газовой промышленности Коми Анатолий Губарев замечает, что в регионах существуют свои правила игры, которым все компании должны следовать. По его мнению, если корпорация пришла в Коми, то должна работать на социально-экономическое развитие региона, а не просто выкачивать деньги.

Конкурентная среда меняется

Между тем в регион пришел еще один крупный российский нефтедобытчик. В 2000 году "Тюменская нефтяная компания" выиграла конкурс на разведку с последующей добычей примерно 5 млн тонн нефти. Помимо этого получило лицензию на право разрабатывать Западно-Сынатыское месторождение в Усинском районе нижегородское ООО "Енисей" (структура ОАО "Моснефть"), выигрывшее за 18 млн долларов аукцион с планами инвестировать 30 млн долларов.

Однако ситуация, когда на нефтяном рынке превалируют две-три крупные нефтяные компании, скорее всего изменится в ближайшие годы. "Не может быть одного монополиста в Тиманах. Пусть небольшие компании осваивают маленькие месторождения. У грандов нефтяного рынка все равно до них не дойдут руки", - полагают в министерстве угольной, нефтяной и газовой промышленности. Для разработки неосваиваемых месторождений власти собираются привлекать "небольшие, но мобильные и финансово обеспеченные компании". "Только так можно добиться наиболее эффективного использования недр", - считают в администрации Коми.

Привлечь компании можно было бы с помощью грамотной инвестиционной политики. Однако та, что есть, пока не принесла республике желаемых результатов. Причина типична для российских регионов - желание видеть в инвесторе лишь дойную корову. Разработанный закон "О налоговых льготах" к существенным результатам не привел. Из пяти нефтяных компаний, которые в 2000 году претендовали на налоговые преференции, льгот не получил никто. Условия не устроили. Кроме того, неэффективно стимулирует инвестиционные вливания и другой закон - "Об инвестиционной деятельности на территории республики Коми".

Вероятно, плохая инвестиционная политика является одной из важнейших причин неэффективной разработки других полезных ископаемых, в изобилии имеющихся в республике. Хотя потребность в них видна невооруженным глазом. Например, Урал обеспечивает свои металлургические комбинаты железной рудой лишь на 30%, медной - на 40%, хромовой - на 10%, марганцевой - менее чем на 5%, никелевой - на 30%, энергетическими углями - на 43%. Комбинаты постоянно испытывают проблемы с поставками этого сырья, хотя оно в огромных количествах залегает в недрах Коми. Но активно разрабатывается лишь несколько его видов.

Газа много, но темно

Еще один вид сырья, который мог бы приносить немалые доходы в бюджет республики, - газ. Но республиканские власти не могут не только извлекать из него доход, но даже просто обеспечить им республику. При годовой потребности Коми в размере 10-15 млрд кубометров газа в прошлом году было добыто лишь около 3 млрд. "Мы заключили с "Газпромом" соглашение о добыче газа, объем которого должен к 2005 году увеличиться до 4,5 млн кубометров. Если у "Газпрома" не получится, мы создадим другую компанию", - говорят в администрации республики.

Основания сомневаться в возможностях газового монополиста у властей Коми имеются. Например, недавно "Газпром" отказался строить подземное хранилище газа на базе Сереговского месторождения соли. А "Севергазпром" в 2000 году, хотя и подавал заявки на инвестиционные проекты реконструкции Сосногорского газоперерабатывающего завода, но предложенные властями условия инвестиционного налогового кредита компанию не устроили, и она отказалась.

По-настоящему болевой точкой экономики республики остается угольная отрасль, которая находится в глубочайшем и затяжном кризисе. Инвестиции в отрасль - просто смехотворные. Большинство шахт устарело, оборудование изношено. В Печорском бассейне за последние 20 лет не заложено ни одной новой шахты. В 2025 году половина из оставшихся в республике шахт выработает свои ресурсы. Единственная возможность для отрасли получить толчок к развитию появится, когда новая энергетическая стратегия, согласно которой угольная отрасль является приоритетной, начнет реализовываться.

С кем пойдем дальше?

Жесткая зависимость местных администраций от Желтого Дома (так прозвано в народе здание администрации главы Коми), цензура в местных СМИ - факты, о которых в Сыктывкаре говорят спокойно, как о само собой разумеющемся. Входя в здание Желтого Дома, ощущаешь не иначе как присутствие Вечности. Бросается в глаза помпезность дворцового убранства, дороговизна мебели (явно по спецзаказу).

Нынешний глава Юрий Спиридонов бессменно руководит республикой с конца 80-х, когда стал первым секретарем обкома партии. В начале 90-х указом президента России был назначен главой, а потом еще два раза подтвердил свои властные полномочия при народном волеизъявлении. Очередные выборы главы республики должны пройти в конце этого - начале будущего года. Реальной альтернативы ему пока не видно - в республике достойного конкурента не вырастили, а о "варяге" нефтяные короли еще не заявили.

Между тем нефтяную республику можно будет считать экономически успешным регионом лишь после того, как реальная смена власти станет доминирующим фактором социальной, экономической и политической жизни. И тогда в регионе не останется островов, подобных сыктывкарскому Заречью.

Санкт-Петербург - Сыктывкар