Тени белых ночей

Если срочно не будут приняты надлежащие меры, Петербург не получит от празднования своего 300-летия и половины возможных доходов от туризма

Петербург уникальный город. Здесь не нужно строить небоскребы, диснейленды и зоопарки для того, чтобы привлечь внимание туристов. Петербург как Париж. Само имя нашего города - известная марка, которой можно торговать. Только вот посмотреть столицу Франции едет 26 млн туристов, а "северную Венецию" всего около 3 млн. Так что можно понять стремление чиновников изобразить Петербург некой "меккой", центром мирового или, по меньшей мере, европейского туризма.

Второе дыхание

Хотя Петербург, по данным ЮНЕСКО, входит в десятку самых привлекательных для туристов городов мира, реализовать свой потенциал городу явно не удается. В свою бытность мэром Анатолий Собчак приложил к этому немало усилий, но особых результатов не добился. Губернатор Владимир Яковлев решил сделать ставку на городскую промышленность, и затраты бюджета на увеличение туристической привлекательности Петербурга были резко сокращены. В последние годы темп роста въездного туризма стабилен, примерно 6-11%, и количество гостей города невелико. В результате в прошлом году, по данным Комитета по туризму и развитию курортов (КТРК), бюджет города пополнился за счет туризма лишь на 3 млрд рублей (около 8% всех доходов города). Однако в последнее время интерес властей к туристическому бизнесу в Петербурге вновь оживился.

Президент Владимир Путин заговорил о том, что надо бы "сделать город современным, улучшить инфраструктуру". Ярый промышленник Владимир Яковлев начал рекламировать северную столицу в качестве туристического центра во всех местах массового скопления инвесторов и журналистов. "Программе по поддержке развития туристической отрасли в С.-Петербурге на 1999-2003" было выделено 30 млн бюджетных рублей. Комитет по туризму получил деньги на участие в международных выставках. Впервые северная столица была представлена единым стендом на "ЭКСПО-2000". На Невском открылся туристический информационный центр, где иностранец и даже абориген может бесплатно получить любую информацию о городе и его инфраструктуре. Зеваки с лайнеров, круизные туристы, оставляющие в городе около 7 млн долларов, теперь могут наслаждаться безвизовым пребыванием в Петербурге не 48 часов, а трое суток.

Впрочем, особых результатов новый промоушн пока не дал. Чемпионат мира по хоккею оказался в этот смысле неудачным - туристов приехало в несколько раз меньше, чем ожидали. Говорят, из-за того, что было мало рекламы, к тому же российская сборная проиграла. Финны по-прежнему едут за водкой в Таллин, а не в Петербург (хотя как раз они дают нам почти 50% турпотока). Однако губернатор Владимир Яковлев надеется, что, когда введут облегченный визовый режим и "сделают дороги", 400 долларов финского туриста, которые он оставляет в эстонской столице, окажутся в северной. Правда, для этого надо серьезно модернизировать туристическую инфраструктуру города - при нынешнем ее состоянии привыкший к комфорту массовый иностранный турист в город не поедет.

Застарелая болезнь

Период белых ночей привлекает туристов и в то же время создает туристическим предприятиям массу проблем. Когда в мае-сентябре приток гостей города резко, в несколько раз, увеличивается, полупустые гостиницы становятся переполненными, экскурсоводы идут нарасхват, комфортабельных автобусов не хватает. Усугубляется положение и тем, что в этот же период проходят многочисленные конференции, симпозиумы, фестивали, гастроли, выставки и т. п. (хотя их количество далеко от европейского - если в Берлине, например, ежедневно набирается около 1400 мероприятий, хоть чем-то привлекательных для туриста, то в Петербурге их максимум несколько десятков). И получается, что в "золотой сезон" главной проблемой Петербурга становится не привлечение туристов, а их качественное обслуживание. Ибо, помимо прочего, туристы, недовольные качеством петербургского сервиса, как считают эксперты, расскажут об этом восьмерым знакомым, а довольные - только четверым. Практически все крупные туроператоры утверждают, что инфрастуктура города не готова к увеличению притока туристов.

Самый больной вопрос - нехватка мест в отелях. По различным оценкам, в сезон спрос на гостиничные номера в два-пять раз превышает предложение. К тому же многие отели не соответствуют международным стандартам по соотношению цена/качество. Появление же новых гостиниц - явление редкое как гром среди ясного неба. В прошлом году, например, не появилось ни одной новой гостиницы, если не считать так называемые мини-отели, которые нигде не учитываются и являются, по сути, сетью сдаваемых квартир. Туристические фирмы такие "постоялые дворы", как правило, не используют. Туда селятся те, кто уже побывал в Петербурге, или же имеет в городе каких-то знакомых. Сколько таких туристов, никто не знает, поскольку существующая система учета не приведена к международным стандартам и необходимый анализ сделать невозможно.

"Слушая призывы администрации и руководства страны сделать Петербург туристическим центром, особенно в связи с 300-летием, я с ужасом думаю, где мы будем селить туристов, - признается Валерий Фридман, генеральный директор туркомпании "МИР". - В городе только 7000 приличных койко-мест. Гостиниц туристического класса нет. Для заключения договора с "Охтинской" нужно ехать в Москву. Селить в "Руси" по таким ценам стыдно. Даже "Пулковская" и "Прибалтийская" нуждаются в ремонте. Они выглядели нормально несколько лет назад, а сейчас уже несовременны".

В то время как представители власти наперебой рекламируют город и твердят о необходимости привлекать в "северную столицу" больше туристов, фирмы, давно работающие на рынке, вынуждены отвечать отказом на поступающие заявки от партнеров и индивидуальных туристов. Валерий Жилкин, генеральный директор Центрального бюро путешествий и экскурсий Петербурга, говорит, что "будь в городе достаточное количество двух-трехзвездочных гостиниц, мы бы автоматически увеличили поток туристов вдвое. И вместо 9500, обслуженных в прошлом году, спокойно приняли бы 19 000".

Искореженный рынок

Дефицитность рынка рождает все знакомые по советским временам прелести - у продавцов появляется желание набивать себе цену, а у допущенных к дефициту покупателей открывается возможность для спекуляций.

Подобно тому, как в советские времена билеты на выступления популярных артистов и хорошие спектакли продавались "с нагрузкой" в виде билетов на менее популярные представления, сегодня гостиницы при выделении дефицитных (в "золотой сезон") номеров стараются исходить из того, как партнеры сработали в "мертвый сезон" - в период с октября по март, когда средняя заполняемость отелей колеблется от 20% до 50%. Например, если из 500 проживавших в отеле человек туркомпания обеспечила 50, то есть 10%, то на такую же долю мест она может рассчитывать в сезон (исходя из общего числа мест, поскольку отель в это время загружен полностью). Такова, например, позиция Вячеслава Ращупкина, заместителя генерального директора ОАО "Гостиница Москва": "Такому покупателю летом мы бы дали ежедневно 140 мест из 1400. Справедливо? По моему, да. У нас нет любимчиков и нелюбимчиков".

Между тем поставлять туристов в несезон довольно трудно, и на это способны главным образом крупные туроператоры, с которыми гостиницы и предпочитают вести дела. Компании, получившие таким образом более привлекательные условия, имеют возможность перепродавать свои места в гостиницах мелким фирмам, не успевшим или не сумевшим договориться с отелями и потому оставшимся с носом. Небольшие турфирмы покупают потому, что "посредническая" цена все равно ниже, чем в обычном прейскуранте гостиниц. Крупным компаниям перепродажа, помимо "навара", выгодна еще и тем, что они получают больше туристов (и дополнительную подстраховку на случай, если вдруг какая-то их группа не приедет) и, укрепляя свое реноме, могут рассчитывать на очередные скидки и номера в следующем сезоне.

Такая система распределения дефицита при всей ее внешней логичности вызывает, однако, недовольство (что естественно - справедливого распределения не бывает). Валерий Фридман (туркомпания "МИР"): "Почему я должен идти в "Интурист" или "Нику" с просьбой дать мне особые цены на размещение? Они же зарабатывают на пустом месте! Это ненормально. Приходится брать гостиницы с боем. Выручают какие-то связи и знакомства". С другой стороны, гостиницы иногда нарушают предварительные договоренности. Вячеслав Ращупкин (гостиница "Москва"): "Я знаю, что некоторые мои коллеги работают некорректно. Они отказывают даже тем, кому подтвердили заявки на прием туристов. Просто появляется более заманчивое предложение".

Формирование цены у гостиниц на будущий год происходит примерно в ноябре, но чем ближе сезон, тем беспокойнее и лихорадочнее ведут себя продавцы. По словам Валерия Жилкина, "многие гостиницы класса три звезды и ниже, приближаясь к лету, меняют свои расценки чуть ли не каждый месяц".

Свойственные дефицитному рынку ажиотаж и доморощенные схемы продажи мест являются сдерживающим фактором для развития гостиниц. Многие менеджеры полагают, что не имеет смысла вкладывать деньги в разработку гибких систем скидок, реконструкцию здания и реновацию номеров, раз в сезон спрос и так достаточно высок. Между тем, ажиотажный спрос в сезон не компенсирует несезонные затраты и финансовое положение многих отелей весьма плачевно. В той же гостинице "Москва" вплоть до 1997 года основную долю составляли так называемые групповые туристы. Поскольку номера и уровень сервиса были полусовковыми, турист ехал соответственный, дешевый. Народ нетребовательный, но дающий по сравнению с бизнесменами-индивидуалами несравнимо меньший доход. Отель оказался на грани банкротства. Поменялось руководство. И вот оно к апрелю 2001 года завершает реновацию 50% номерного фонда. "В прошлом году доля индивидуалов составляла около 48%, - утверждает Вячеслав Ращупкин. - Это очень высокий показатель по сравнению с 6% в 1996 году. Доходы же выросли в 2, 2 раза. Хотя уровень цен номерного фонда более высок, к нам едут из-за дополнительных услуг и сервиса. Кроме того, на базе гостиницы начали проводить международные мероприятия". Такую же модернизацию придется в ближайшее время провести и другим отелям, иначе никакой спрос в сезон не спасет их от разорения.

Проблемы турфирм

Реально работающих турфирм в Петербурге, по данным КТРК, около 900, но въездным туризмом занимаются, по мнению специалистов, лишь около 40%. Впрочем, до 1998 года таких фирм вообще были единицы, но после кризиса принимать туристов стало выгоднее, чем отправлять, и количество фирм, перешедших в сферу въездного туризма, возросло. Например, год назад крупнейшая московская корпорация "Академсервис" вообще свернула деятельность по выездному туризму - убытки компании за прошедший период в сфере "выезда" составили около 300 тыс. долларов.

Однако работа, связанная с отправкой туристов, несопоставима с приемом по объему и сложности. А самое главное, рынок въездного туризма в Петербурге практически поделен. Единая система "Интурист" распалась давно, но образовалось ВАО "Интурист", а многие специалисты со своими связями и знаниями ушли в крупные компании или образовали в начале 90-х собственные турфирмы. Новичкам тогда и сейчас приходится занимать более скромную нишу по обслуживанию школьников, студентов и "дешевых" туристов-одиночек.

В иностранном туризме все или практически все держится на личных связях и установившихся контактах с заграничными партнерами. "На этом рынке конкуренция очень высока, - говорит Валерий Жилкин, - даже мы не можем просто так начать принимать иностранцев. Для этого нужны связи и многолетние контакты. И если за период 1999-2000 мы приняли около 10 000 человек, то это в основном российские туристы. Иностранцев из них немногим более 700".

Во въездном туризме уже несколько лет доминирует десяток компаний, на которые приходится основной поток иностранных туристов. В прошлом году почти всем присвоили статус официальных турагентов администрации Санкт-Петербурга. Это с одной стороны, дает возможность фирмам участвовать в различных городских мероприятиях (фестивали, конференции, съезды и т. д.), а с другой, повышает ответственность перед туристами. Фирмы, как правило, не соглашаются предоставлять информацию о количестве обслуженных туристов, поэтому говорить о величине той или иной организации сложно.

По мнению экспертов, отели и турфирмы слишком зациклились на иностранцах и на приеме туристов в сезон, а другие направления бизнеса развивают слабо. Так, лишь немногие активно занимаются несезонным туризмом, да и то ограничиваются организацией конгрессов и симпозиумов. Между тем за границей, например, в выходные дни многие гостиницы делают скидки в расчете на жителей страны и гостей, путешествующих в это время, как правило, за свои деньги (а не за счет работодателя). Очевидно, и нашим отелям следует ввести такую практику, например, предложить россиянам двух-трехдневные туры со значительными скидками. Включить туда проживание, проезд и экскурсии. Могут клюнуть, например, состоятельные москвичи.

Нужен рывок

Чтобы не оскандалиться во время празднования 300-летия Петербурга, когда число гостей, по прогнозам, увеличится вдвое, уже к середине 2002 года в городе должно появиться столько новых номеров, сколько содержится в 20 гостиницах типа "Прибалтийская". При нынешних темпах строительства отелей это представляется маловероятным - некоторое время назад Комитет по туризму сообщил, что номерной фонд может увеличиться к 2003 году лишь на 2000 номеров. Однако в середине февраля председатель КТРК Валерий Голубев заявил, что уже готов специальный проект, предоставляющий инвесторам отсрочки на 5-7 лет по уплате отчислений на инфрастуктуру. Надежды связаны с крупными международными и российскими ФПГ, желающими вкладывать деньги в строительство гостиниц. По словам Голубева, в случае успешной реализации проекта число гостиничных номеров увеличится на 20-30 тысяч за 2-3 года.

Однако в инфрастуктуру города входят не только гостиницы, но все, с чем соприкасается турист, начиная от такси и заканчивая обменным пунктом. Но об этом чиновники стараются не вспоминать. Равно как и о дорогах, об автобусах-развалинах, зазывающих на экскурсии. "В городе нужно создать один или два автопарка, которые специализировались бы на качественных туравтобусах, - считает Валерий Фридман. - Те ЛАЗы и ИКАРУСы, которые предоставляет сейчас "Интуравтосервис", нас не удовлетворяют, но эта организация продолжает оставаться монополистом (частников очень мало). К тому же в сезон она вообще отдает предпочтение группам "Интуриста". Как-то летом мне пришлось гнать хороший автобус аж из Таллина. Молю бога, чтобы частников с нормальным транспортом становилось больше".

Оскандалимся?

Развитие турбизнеса должно основываться на маркетинговых исследованиях, которым, помимо прочего, необходимы более или менее точные данные о численности туристов. Между тем, удовлетворительная статистика туристического оборота отсутствует. Данные о пересекающих границу России на участке Северо-Западного пограничного округа не совпадают с числом потенциальных клиентов питерских отелей. Одно дело въехать в Россию, другое - въехать именно в Петербург и остаться здесь на пару дней. Хотя в КТРК и поясняют, что учитывают, кроме того, данные гостиниц, крупнейших туроператоров и музеев, цифра, по мнению специалистов, получается все равно слишком приблизительной.

Доход бюджета Петербурга за счет туризма учитывает только налоговые платежи от туристических предприятий, а сказать, сколько денег оставляют туристы в городе, до сих пор никто не может. А ведь туризм обладает потрясающим мультипликативным эффектом: на один доллар, заплаченный туристом за место в гостинице, приходится еще примерно семь, которые он оставляет "на улице", в сопутствующих отраслях (продукты питания, автобусы, музеи, полиграфия и т. п.). Так, китайцы подсчитали, что в Пекине гости города оставляют 2 млрд 700 млн долларов в год. Это значительно больше, чем весь бюджет Петербурга.

"Мы ежегодно проводим статистические наблюдения совместно с Петербургкомстатом, - говорит Татьяна Янушкевич, начальник отдела КТРК. - Информация от них поступает поздно. Подробный отчет с въездом-выездом туристов за прошедший год, их категориями, целями поездки получаем только в мае-июне следующего года. Изменить ничего нельзя. Комитет по статистике работает по федеральным законам". В подобной ситуации даже грамотный маркетолог не сможет вовремя проанализировать картину прошедшего года и сделать выводы. А менеджер, соответственно, выработать правильную программу действий. Между тем до начала оформления договоров на юбилейный сезон осталось всего полтора года. И в воздухе уже запахло скандалом.

Санкт-Петербург