Битва за урожай

Даже 15 лет не хватит региональным сельхозпроизводителям, чтобы начать вновь обеспечивать сырьем питерских пищевиков

На пищевой промышленности посткризисная девальвация сказалась самым благоприятным образом. Доля отрасли в общем объеме промышленной продукции города возросла с 13 млрд рублей в 1998 году до 50 млрд в 2000 году, когда пищепром принес в городской бюджет 47% его доходов. После кризиса местные пищевики смогли серьезно потеснить на рынке поставщиков импортных продуктов питания и стали вкладывать деньги в развитие своих перерабатывающих мощностей. Общий объем прямых инвестиционных вложений в отрасль превысил за последние три года в Петербурге 400 млн долларов, а в Ленобласти - 370 млн долларов.

Между тем, по мнению специалистов, будущее городских пищевых промышленных предприятий сегодня в большой степени зависит от того, смогут ли они выстроить эффективные технологические цепочки с региональными производителями сырья. О необходимости экономического альянса между сельхозпроизводителями и пищевиками впервые заговорили около трех лет назад, еще до кризиса.

Необходимости вопреки

Экономическая выгодность кооперации всегда была очевидна: при увеличении общих объемов производства и объединении ресурсов образуются гарантированные рынки сбыта, снижается себестоимость, управление становится более гибким. На общее дело работает и единая сбытовая сеть. Тем не менее широкомасштабная кооперация явно не складывалась, даже несмотря на попытки властей стимулировать процесс. Между городом и областью подписывались соглашения, публично гарантировались госзаказы. Увы, "администрирование" сверху заинтересовать бизнес не смогло.

За все эти годы лишь единичным перерабатывающим предприятиям удалось найти общий язык с сельхозпроизводителями. Сейчас можно говорить о более или менее сложившихся агроформированиях вокруг ОАО "Парнас-М" и ОАО "Лужский мясокомбинат", ЗАО "Пискаревский", концерна "Колибри". ОАО "Петмол" и около 50-ти совхозов сумели установить прочные отношения, возникла связка хозяйства "Рапти" и ОАО "Лужский консервный завод". Предпринимает попытки заняться молочным животноводством и выращиванием фуражного зерна "Петербургский мельничный комбинат". В Волховском районе объединяют усилия "Волховский комбикормовый завод" и "Волховский алюминиевый завод", который для обеспечения продуктами своих работников развивает разные направления сельского хозяйства.

Ни мытьем, ни катанием

Вообще говоря, сотрудничество переработчиков с производителями сырья из Ленобласти было всегда - по договорам поставок. Но когда после кризиса первые получили хорошую возможность для роста и захотели инвестировать в развитие вторых (для расширения своей сырьевой базы и рынка сбыта побочной продукции), им, естественно, понадобилось сблизиться с производителями теснее.

Однако попытки петербургских пищевиков юридически оформить альянс с областными сельскохозяйственными предприятиями стали наталкиваться на труднопреодолимыми препятствия. Некоторые хозяйства, которые интересны переработчикам, до сих пор не акционированы. Другие, хоть и акционированы, но документы, подтверждающие этот факт, утеряны. Подавляющее большинство хозяйств или вовсе не ведет бухгалтерский учет, или делает это чрезвычайно безграмотно.

С другой стороны, совхозные лидеры оказались не готовы к серьезному альянсу по чисто психологическим причинам. Во-первых, в силу специфического сельского менталитета они просто боятся крутых городских чужаков. Они знают, что питерские инвесторы стремятся поставить в руководство агропредприятия своего менеджера, более грамотного и энергичного. К тому же, были случаи, когда директора теряли не только должности, но даже и контроль над собственностью.

Большое негодование в Ленобласти вызвало недавнее приобретение (через скупку акций у работников) питерской компанией "Агротехнология" контрольного пакета агропредприятия "Ленсоветовское". Хотя компания обещала погасить долги предприятия и реализовать инвестиционную программу на два миллиона долларов, руководство хозяйства и другие акционеры были против такого поглощения. Но компания добилась своего - и собственностью завладела, и руководство сменила.

Александр Аладушкин, председатель правления "Петербургского мельничного комбината", такие методы кооперации категорически отвергает: "Действовать с помощью недружественного поглощения я не буду. Так мы навеки наживем врагов в лице бывших акционеров. Ведь это село. Там свои устои, свой менталитет, и для тех, у кого скупят акции, это будет выглядеть моральным насилием, травмой на всю жизнь. И с какой же, интересно, эффективностью они потом будут работать на поле, на ферме? Ведь для работы на земле нужен здоровый климат в коллективе".

Хотя тот же Аладушкин признает, что "к принятию и дружественных инвестиций село тоже пока не готово". Более года назад он хотел приобрести 3-5 хозяйств, планировал заняться молочным животноводством и производством фуражного зерна (обещал вложить в эти направления около 5 млн рублей), но ничего не вышло. "Оказалось, что совхозы не хотят иметь дело с инвесторами. Даже те, кто загружен на 20-30% и продолжает "сосать лапу". Правда, и мы не каждого хотим видеть в ряду наших партнеров: нам неинтересны те, у кого полный бардак с бухгалтерией, куча долгов или вообще акций нет. В итоге из того, что мы планировали год назад, нам мало что удалось выполнить", - говорит Аладушкин.

Позиционные битвы

Впрочем, один аграрный проект, в котором участвовала его фирма, оказался успешным. Практически оформилось первое в Ленобласти слияние двух птицефабрик - "Заводская" (более чем на 50% принадлежит мелькомбинату) и "Скворицы". Залогом успеха, по-видимому, явилось то, что мелькомбинат не стал претендовать на контроль над единым предприятием, удовлетворившись лишь совсем небольшим пакетом его акций (большая часть досталась "Скворице"). "Для нас важен рынок сбыта отходов мукомольного производства. Для птицефабрик наши отходы - это сырье. Поэтому чем больше птицефабрик окажется на нашей стороне, тем лучше", - говорит Аладушкин.

Другой удачный пример демонстрирует молзавод "Пискаревский". Гарантированные поставки заводу обеспечены тем, что директора совхозов являются его акционерами. Финансовый успех "Пискаревского" прямо пропорционален успеху совхозов, и наоборот.

ОАО "Парнас-М" не первый год создает холдинг, в состав которого предполагается включить ряд предприятий с целью обеспечить единый технологический цикл: автоколонна, элеватор в центральной части России, совхоз, комбикормовый завод, мясокомбинаты и собственно завод "Парнас-М". Создатели холдинга столкнулись с теми же проблемами, что и Аладушкин. "Год назад запланировали взять в управление несколько совхозов и выращивать около 4 тыс. тонн голов для Лужского мясокомбината. В результате разбираемся пока только с одним хозяйством "Рассвет", которое принадлежит нам на 26% и находится под нашим управлением, - рассказывает заместитель генерального директора по внешним связям ОАО "Парнас-М" Юрий Щербаков. - Люди на селе разучились работать. За год мы сменили там уже двух руководителей. Сменили весь менеджмент. Столкнулись с настоящей партизанщиной, когда воруют имущество предприятия".

Впрочем, "Парнас-М", как и другие мясопереработчики, не рассчитывает в обозримом будущем заместить абсолютно доминирующее у них импортное сырье мясом из Ленобласти. Рентабельность отечественного производства мяса остается на уровне 1%-3%, а у подавляющего числа хозяйств оно и вовсе убыточно. Ленобласть всегда специализировалась на молочном животноводстве, поэтому даже в лучшие времена обеспечивала мегалополис мясом не более чем на 30% от потребностей. Однако сегодня к былым показателям область даже не приближается. Так что лишь зависимость от привозного сырья, от ценового диктата зарубежных поставщиков вынуждает мясокомбинаты продолжать поиски схем создания собственных сырьевых ресурсов. Впрочем, есть и некоммерческий аргумент. "Для нас участие в аграрных проектах - прежде всего патриотический долг", - говорит Щербаков.

Между тем, если переработчикам кооперация нужна главным образом из стратегических соображений, то производителей она способна озолотить уже сейчас. Совместное производство потребительского общества Гатчинский промкомбинат и совхоза "Сельцо" (комбинат обеспечивает совхоз комбикормами, хозяйство поставляет ему мясо - 1-2% от общей потребности комбината) позволило совхозу за последний год в три раза увеличить поголовье - с 400 до 1200 голов. Рентабельность свиноводства достигла неслыханной для мясопроизводителей величины в 40%. Правда, "Сельцо" - исключение. "Мы перебрали кучу хозяйств. Совхозы по-прежнему неохотно идут на сотрудничество, а если идут, то зачастую не выполняют условия договоров", - говорит Оганес Гадян, директор промкомбината.

О, счастливчик

Единственная отрасль, добившаяся заметных успехов в интеграции - переработка молока. В отличие от мясопереработчиков, молочные заводы всегда были ориентированы на Ленобласть, которая обеспечивала до 85% их потребностей. Крепкие связи с производителями молока у переработчиков установились очень давно, и интеграционные процессы в этой сфере находятся сегодня на качестве ином уровне, чем у других отраслей пищепрома.

Крупнейший на Северо-Западе переработчик "Петмол" дальше всех продвинулся в деле объединения с производителями. Помимо обычных договоров поставок, около 10-ти совхозов связаны с "Петмолом" договорами по программе "Балтийское море", в рамках которой фермы пару лет назад были модернизированы. И до 2003 года они должны рассчитываться за поставленную технику молоком.

Чтобы еще больше заинтересовать совхозы, "Петмол" реализует программу "Балтийское море II". Модернизированы будут около 10 совхозов, причем на более выгодных для них условиях. "В прошлый раз мы были связаны шведской правительственной программой и по лизингу поставляли оборудование компании Alva Laval Agri. Теперь совхозы получили право выбирать поставщика. В мае 2001 года совхозы получат оборудование на 58 млн рублей, а затем - еще на такую же сумму. За возврат средств будут отвечать имуществом как совхозы, так и "Петмол", - пояснил Поляков.

А недавно комбинат подписал с 15 совхозами-партнерами стратегическое соглашение, смысл которого сводится к юридическому оформлению единого холдинга. "Нам нужно переходить к вопросам совместного владения собственностью, - говорит генеральный директор "Петмола" Валентин Поляков. - Это позволит нам рассчитывать на гарантированное обеспечение молоком в будущем, а совхозам иметь гарантированный сбыт".

Игра на опережение

Продвинувшиеся дальше всех переработчики молока первыми ощутили и опасность жесткой конкуренции за сырье с чужаками. С недавних пор иностранные переработчики (компании Danon, Kampina и Valio) взялись за развитие на Северо-Западе сырьевой и перерабатывающей базы. Однако наибольшая угроза региональным переработчикам исходит от московской группы "Вимм Билль Данн" (ВБД).

Аппетит ВБД грандиозен: заручившись поддержкой правительства Ленобласти, компания намерена построить перерабатывающий завод, потребующий в перспективе не менее 50% всего производимого в области молока. В такой ситуации питерским пищевикам ничего не останется как спешно заняться созданием агроформирований. Наличие собственных совхозов придаст перерабытывающему бизнесу устойчивость и обезопасит от возможного дефицита сырья.

Создать эффективную технологическую модель удастся лишь достаточно крупным и устойчивым предприятиям. К тому же нужна еще и грамотная кадровая политика, а селу свойственно недоверие к переменам. Поэтому слом старой колхозной ментальности - едва ли не важнейший аспект построения агрохолдингов. Впрочем, и само сельское хозяйство не сможет существовать в отрыве от мегалополиса, где находятся крупные переработчики. Уцелевшие в рыночных реформах аграрные хозяйства рано или поздно осознают целесообразность финансового и технологического объединения с питерским бизнесом. Если выживут.

Санкт-Петербург