Бутылка для лидеров

Успехи пивоваренных компаний Петербурга оживили стекольную промышленность Северо-Запада

Известно, что в последние годы Санкт-Петербург стал пивной столицей России: здесь производится более 20% всего пива, выпускаемого в стране и выпивается, в среднем, 65 литров в год на душу населения против 50 литров в Москве. Петербургская "Балтика" является бесспорным лидером отрасли, а "Браво Интернешeнел" - владелец брэнда "Бочкарев" - и "Степан Разин" входят в десятку ведущих по объемам производства национальных пивоваренных компаний.

Однако пивные реки практически не во что разливать, - город испытывает серьезный дефицит стеклотары. По данным исследовательской компании "ГаммаКапитал", спрос на новую бутылку почти в 6 раз превышает предложение.

Чтобы удовлетворить потребности пивной столицы, в Северо-Западном регионе стартовала целая серия масштабных инвестиционных проектов, направленных на выпуск бутылки.

Господство бутылки б/у

По нашим оценкам, петербургским пивоварам для стабильной работы требуется ежегодно более 2 млрд бутылок, в то время как стекольная промышленность всего Северо-Западного региона в год выпускает около 360 млн штук. Разница компенсируется, главным образом, за счет так называемой оборотной или возвратной тары - опорожненных бутылок, поступающих через пункты приема обратно на пивзаводы. Ее доля в обороте петербургских компаний огромна: от 25% у "Вены" до 85-90% у "Балтики". По словам начальника отдела управления материалами "Вены" Евгения Уманца, "большинство заводов берут всю возвратную тару, которую может предложить рынок", - ее эшелонами везут в Петербург из Москвы, Тверской, Ярославской, Новгородской и Вологодской областей.

Хотя пивовары привыкли к б/у бутылке и говорят, что "она, в общем и целом, бутылка нормальная", минусы возвратной тары существенны. Потребители засовывают в бутылки пробки, окурки и прочую дрянь, удалить которые не удается, - поэтому часть "оборотки" неизбежно бракуется. Прием, сортировка, обработка возвратной тары требует значительных трудозатрат. Как отмечает в своем исследовании "ГаммаКапитал", на больших пивзаводах этим занято по нескольку сотен человек. Кроме того, такая бутылка не подходит для розлива premium-сортов, ориентированных на взыскательных потребителей, - для эксклюзивного продукта нужна бутылка эксклюзивного дизайна... Предприятиям, позиционирующим себя как современные компаниии, не к лицу использовать тару, собранную, по сути, с помоек.

Отказаться от нее, однако, сейчас нереально: даже с учетом огромных количеств б/у бутылки, весной-летом, в разгар пивного сезона, остается неудовлетворенный спрос на стеклотару, составляющий, по экспертным оценкам, примерно 15%.

Слишком много "уродцев"

Развиваясь, пивоваренные компании столкнулись не только с количественным, но и с качественным изъяном рынка стеклотары. Российская бутылка не соответствует высоким требованиям, которое предъявляет к ней современное западное оборудование, закупленное пивзаводами. Она, по словам Евгения Уманца, часто имеет "проблемы с геометрией": неровные стенки и дно, - в результате чего "плохо стоит" на линии розлива. Для наглядности менеджер "Вены" продемонстрировал корреспонденту "Эксперта С-З" собранную им "коллекцию уродцев" - наклонных, причудливо изогнутых, даже лишенных отверстия в горлышке российских бутылок, в разное время поступавших на завод.

Кроме того, для отечественной бутылки характерны внутренние дефекты, обусловленные низким качеством стекломассы, - микротрещины, "пузырьки", что делает ее непрочной, не способной переносить высокое давление и температуру в камерах пастеризации. В целом считается очень неплохим вариантом, если из поступившей на пивоваренный завод партии новой бутылки отбраковывается 2-3%, а порой доля брака достигает и 7-8%. "Для сравнения замечу, - говорит Евгений Уманец, - что в партии импортной бутылки, составляющей 400 тыс. штук, лопается и бьется не более 2-3 штук".

Наконец, российская стеклотара слишком тяжела - это ускоряет износ оборудования на пивоваренных заводах и неудобно для покупателей пива.

Смерть и возрождение отрасли

Указанные проблемы закономерны: российская стекольная промышленность была не готова к пивному буму. Предприятий по выпуску бутылки в стране мало, а их производительность, по оценкам "ГаммыКапитал", в 7-10 раз ниже, чем у аналогичных зарубежных заводов. На Северо-Западе пивную бутылку выпускают только четыре завода: бывший Плосковский, с января текущего года именуемый Тимофеевским, в Ленинградской области; Чагодощенский, Покровский и Смердомский - на вологодчине. И если пивоваренные компании в течение большей части 1990-х годов уверенно развивались, то на этих предприятиях шел обратный процесс. "К 1998 году вся стеклотарная отрасль России пришла в упадок, - констатирует генеральный директор Тимофеевского завода Геннадий Тимофеев (завод получил имя не в честь своего гендиректора, а в память генерала Тимофеева, основавшего это предприятие в конце прошлого века). - Северо-Западный регион не составил исключения".

Плосковский завод к 1997 году накопил 10 млн рублей долгов, отработать которые на изношенном оборудовании было невозможно, и здесь стартовала процедура банкротства. Чагодощенский завод - крупнейшее стекольное предприятие в советской России, поставлявшее большую часть продукции на экспорт, в 1996 году остановился и стоял три года, что стало настоящим бедствием для города Чагоды, где этот завод является градообразующим. Три тысячи человек оказались на улице без надежды найти другую работу. Вид Покровского завода - одного из старейших в России, построенного 140 лет назад купцом Бакуниным, - вызывал шок у деловых людей, приезжавших с ним ознакомиться. Забора вокруг корпусов не было - в густой траве паслись коровы, а окрестное население приходило в цеха мыться, как в баню. На железнодорожной ветке, принадлежавшей заводу, вагоны периодически сходили с рельс, поскольку эти рельсы были проложены в 1916 году и с тех пор не менялись.

Сдвиги к лучшему наметились, когда на предприятия пришли новые хозяева - акции Покровского завода выкупили физические лица, владельцем Чагодощенского завода стала пивоваренная компания "Степан Разин", Плосковского - компания "Прореконструкция", занимающаяся инвестициями в промышленную недвижимость. Существенно помог кризис 1998 года: до того пивовары активно закупали тару в Прибалтике, Польше, Чехии, Финляндии. Подорожание импортной бутылки, в среднем в 3 раза, вынудило пивзаводы обратить пристальное внимание на отечественных производителей. Так, по словам представителей пивоваренной компании "Балтика", предоплата больших партий стеклотары Покровского завода по фиксированной цене, которую она осуществляла, позволила предприятию возродить производство.

Действительно, и Покровский, и Чагодощенский заводы последние два года активно занимались модернизацией - в частности, построили новые стекловаренные печи - и увеличивали объемы производства. Однако представители стекольной индустрии намерены пойти гораздо дальше: "Чтобы догнать рост пивоваренной отрасли, - отмечает председатель совета директоров Покровского завода Алексей Иванищев, - необходимо с помощью инвесторов реализовать крупные проекты по кардинальному расширению производственных мощностей".

Большая стройка

Покровский завод нашел инвестора в лице Европейского банка реконструкции и развития. Убедившись в благоприятной конъюнктуре рынка и подвергнув российское предприятие пяти этапам аудита - юридическому (вопросы собственности), производственно-техническому, финансовому, экологическому и даже политическому (представители банка выясняли, насколько лояльны к заводу вологодские власти), ЕБРР приобрел 44% его акций и предоставил долгосрочный кредит в размере 4,6 млн долларов. Еще несколько миллионов долларов, скорее всего, предоставит Промышленно-строительный банк - по словам Иванищева, предварительная договоренность с ПСБ уже достигнута. На средства инвесторов Покровский завод строит на своей территории новый цех, а по сути - целое предприятие. Мощность этого цеха составит 15 млн бутылок ежемесячно, в то время как сейчас весь завод в месяц выпускает 9,8 млн бутылок. Как надеется Алексей Иванищев, новая покровская бутылка успеет принять участие в нынешнем пивном сезоне - проект, скорее всего, будет завершен летом текущего года. Производя около 300 млн бутылок в год, Покровский завод станет самым крупным стеклотарным предприятием региона.

Лидерство, впрочем, может оказаться недолгим: Чагодощенский завод также приступает к созданию нового производственного участка, который добавит к 13 млн бутылок в месяц, выпускаемым сейчас на предприятии, еще 24 млн в месяц. Сдача участка в эксплуатацию, как говорит коммерческий директор завода Максим Базылев, планируется примерно через год.

Тимофеевский завод вышел за границы своей территории и начинает строить предприятие в промзоне города Луги. Инвестиции в размере примерно 13 млн долларов предоставляет стратегический партнер завода - "Промреконструкция". Намечено, что эта площадка начнет выпуск бутылок в январе 2003 года и будет выпускать их в количестве 130 млн штук ежегодно.

Помимо действующих стеклотарных предприятий, в большую стройку включились принципиально новые игроки. В ноябре текущего года в Ленинградской области будет пущена первая линия, мощностью 270 млн бутылок ежегодно, Кингисеппского стекольного завода. Строит его компания "Веда-Пак", созданная специально под этот проект. Правда, на первом этапе предприятие станет выпускать светлую бутылку для ликеро-водочной промышленности, и, видимо, только к концу следующего года наладит производство темной пивной бутылки.

Другой стекольный завод Ленинградской области - Киришский, с проектной мощностью в 220 млн бутылок ежегодно, - должен "созреть" к весне - лету следующего года. Строительство осуществляет учрежденное для этой цели ОАО "Киришский стекольный завод", которое вкладывает в проект примерно 3 млн долларов собственных средств, а основной объем инвестиций - 16,4 млн долларов - предоставляет чешский Интербанк. Надо сказать, что в реалистичность этой стройки мало кто верил - разговоры о ней велись с 1999 года, а никакого продвижения не наблюдалось. Однако, как сказал корреспонденту "Эксперта. С-З" директор предприятия Андрей Крылов, в мае Интербанк начинает финансирование, строительные работы уже идут полным ходом, и открыть завод к следующему пивному сезону вполне возможно.

Все участники проектов подчеркивают, что речь идет не просто о больших объемах бутылки, но о бутылке принципиально нового типа. Она будет легкой (на 14 % легче, чем нынешняя российская бутылка, - отмечает, например, Андрей Крылов) и при этом абсолютно прочной. Никаких неровностей, швов или внутренних изъянов зарубежные машины, закупаемые для строящихся производств, близко не допустят. К тому же на новом оборудовании можно будет делать бутылку любых геометрических форм, любого дизайна - тот самый эксклюзив, который необходим производителям сортов пива premium.

Рынок съест

Потенциально высокий уровень конкуренции не пугает инициаторов нового строительства: "Рынок спокойно съест еще несколько таких проектов, как наш, и попросит добавки", - говорит Алексей Иванищев. Данные маркетинговых исследований подтверждают его уверенность - компания "ГаммаКапитал" прогнозирует, что даже при условии реализации ряда инвестиционных проектов до 2005 года в регионе сохранится спрос на дополнительный объем производства бутылки.

По-видимому, в течение года-полутора будет ликвидирован дефицит, а дальше - пойдет вытеснение возвратной и импортной стеклотары. Присутствие последней на российском рынке хоть и снизилось, как мы отмечали, после 1998 года, но все же сохраняется: не покупая импортную бутылку зимой, многие пивоваренные заводы берут ее летом, на пике сезона. Производители premium-сортов пользуются зарубежными поставками в постоянном режиме: в обороте "Вены", к примеру, доля импортной тары составляет около 60%. "Мы намерены полностью вытеснить с рынка поляков, финнов, чехов, всех остальных зарубежных поставщиков, - заявляет Максим Базылев, - Это наша главная цель и наша миссия как отечественного производителя".

Не слишком пугают представителей стекольной индустрии и прогнозы возможного торможения роста пивной отрасли, озвученные ее патриархом - генеральным директором "Балтики" Таймуразом Боллоевым, этой зимой. "Опыт показывает, - говорит Алексей Иванищев, - что все пессимистические прогнозы для пивоваренной промышленности появляются в период с ноября по март. Как только наступают теплые дни, они прекращаются, и слышишь только одно: где бутылка?"

Тем более что стекольщики, пристально наблюдающие за ситуацией в пивоваренных компаниях, пока не замечают признаков спада. Возможно, говорят они, в пивной индустрии произойдут некоторые структурные изменения - допустим, "Балтика" действительно снизит темпы роста, потому что и так уже производит очень много. Зато "Браво Интернешенел" в течение минувшего года увеличила объемы выпуска пива в три раза, пока не сбавляет оборотов и, похоже, собирается в перспективе догнать лидера отрасли. "Степан Разин" открывает в России новые филиалы - кстати, именно для них предназначена часть объемов бутылки, которые будет выпускать Чагодощенский завод на своей новой площадке. Спрос на продукцию "Вены" давно превышает возможности компании, и в данный момент она серьезно рассматривает варианты расширения производственных мощностей...

В целом, как отмечает Алексей Иванищев, "российскому пивному рынку есть куда расти, - в Европе среднедушевое потребление пива составляет 100 литров, а у нас пока вдвое меньше. Поэтому строить стеклотарные производства можно и нужно".

Таким образом, мы наблюдаем новое для российской экономики явление, когда одна динамично развивающаяся отрасль дает толчок развития сопряженным с ней производствам, образуя вокруг себя кластеры роста. При благоприятном развитии ситуации такие кластеры могут развиться до весьма значительных размеров, вовлекая в свою орбиту все новые и новые отрасли, тем самым распространяя свое влияние на всю экономику страны.

Санкт-Петербург