Невольные хлеба

В ближайшие годы большинство хлебозаводов будут вынуждены направлять на развитие все возможные ресурсы

Хлебопекарная отрасль имеет ряд существенных отличий от других промышленных и даже пищевых отраслей. Это, с одной стороны, гарантированный сбыт, с другой - отрицательная эластичность спроса, приводящая к снижению вала продаж на фоне роста платежеспособного спроса.

И если в начале 90-х и после кризиса хлебобулочные предприятия жили легко, еще и получая поддержку государства, то сегодня многим из них уже впору опасаться банкротства.

Еще одним специфическим фактором является трудность проведения заводами активного маркетинга. Подавляющее большинство сортов хлеба, булки и сдобы известны покупателю давно и при этом не принадлежат и не ассоциируются ни с одним из производителей. Поэтому сейчас сдвиги в основных объемах продаж скорее достижимы за счет расширения дистрибьюторской сети и развития отношений с магазинами.

Но очевидно, что со временем этот фактор отступит на второй план. Все большую долю в продажах составляют "здоровые" сорта, хлеб в фирменной упаковке, изделия с различными добавками. Все они позволяют работать с брэндами, и с ростом народного благосостояния доля "навороченных" продуктов в ассортименте будет только расти. А если учесть, что норма прибыли для этих сортов существенно выше, чем для ординарных, выигрыш именно в этом сегменте оказывается залогом победы в конкурентной борьбе.

Причем важно отметить, что, по данным ЗАО "Информационно-Финансовые Системы", 46,3% потребителей не имеют четких предпочтений относительно производителя хлеба. А сопоставление предпочтений с объемами продаж показывает, что потребители часто покупают продукцию не ту, что хотят, а ту, что есть. То есть практически половина рынка еще не поделена - есть за что побороться!

Однако основным условием, необходимым для игры на этом участке, становится модернизация советского "типового" оборудования.

Постой, хлебозавод...

Впрочем, по мнению генерального директора лизинговой компании "Северная Венеция" Дмитрия Иванова, существует ряд специфических сдерживающих факторов. Во-первых, отрасль обладает устоявшейся, инертной структурой. Следовательно, проведение модернизации редко сразу дает рост продаж, способный ее окупить. А, во-вторых, неэластичный спрос и ярко выраженная сезонность могут свести, по крайней мере, в первое время, эффект модернизации вообще к нулю. Плюс доля бюджетных заказов от армии, образовательных учреждений и т.д. - всех их отличает скудное и нестабильное финансирование, приводящее к задержкам оплаты поставок.

Поспешность с модернизацией столь же ущербна, как и промедление. Для того, чтобы рассчитывать на успех, завод должен заранее иметь центр, приносящий прибыль. Тем более, что на время работ объемы производства, скорей всего, придется снижать - особенно при реконструкции действующей линии. А это может привести к невосполнимым потерям на рынке.

Но простой взгляд на списки лидеров и аутсайдеров хлебного рынка показывает, что остановившиеся в развитии заводы стремительно теряют перспективу. С повышением же требований к качеству продукции речь начинает идти не только о надежности оборудования, но и о его экономической эффективности, так как предприятие оказывается ограничено в ассортиментной политике.

Три-четыре сорта хлеба и пять-шесть видов батонов уже не позволяют удерживать рынок: розница заинтересована в получении максимального числа сортов от одного поставщика, который, в свою очередь, при этом экономит на транспорте. Еще одним путем расширения ассортимента может стать кооперация предприятий, но чаще этот шаг следует рассматирвать как прелюдию к поглощению одного другим.

Так решено!

Высокая капиталоемкость, более или менее гарантированная, но невысокая, в большинстве случаев, рентабельность - все это прямо выводит на идею использования такого инструмента, как лизинг. Даже наиболее успешные предприятия отрасли, такие, как "Пекарь", "Хлеб", "Хлебный Дом", "Каравай", часто прибегают к нему. Притом, что многие из них (например, буквально на днях завершивший четырехлетнюю программу реконструкции "Хлебный Дом") вовсе не испытывают недостатка в собственных средствах.

Дополнительным доводом в пользу лизинга может стать интересная схема, разработанная в "Северной Венеции": созданная на базе Ассоциации хлебопеков Санкт-Петербурга, она выступает в качестве партнера отраслевого НПФ "Хлебный", предоставляющего ей часть используемых средств на относительно мягких условиях.

"Не стоит заниматься лизингом ради лизинга, - говорит Дмитрий Иванов. - Например, можно внести оборудование в уставной капитал. Но в остальных случаях лизинг вне конкуренции. Чего стоит одна возможность за три года самортизировать оборудование, после чего принять на баланс по минимальной стоимости!"

Двойной агент

"Все операции идут через нас, - продолжает Дмитрий Иванов, - и мы в равной мере заинтересованы как в выдаче кредита банком (если это банк), так и в его возврате заемщиком. Лизинговые компании просто вынуждены так работать". При этом приходится учитывать специфику. Практически каждый хлебозавод работает с оригинальным тестом. Даже однотипные строившиеся в советские времена заводы имеют разные технологии - и все это приходится учитывать при заказе оборудования.

В результате "Северной Венеции" даже пришлось выделить отдельное аналитическое подразделение, отслеживающее ситуацию на предприятиях отрасли. "Так мы добиваемся, с одной стороны, большей уверенности в успехе, - говорит генеральный директор компании, - С другой стороны, мы из опыта знаем, что можно найти дополнительные возможности для работы с клиентом, от которого отказывается "нормальный" банк. Например, я уверен, что можно рассматривать даже предложения от хлебозаводов с отрицательным балансом. При профессиональном подходе хлебопеки почти всегда имеют перспективу".