Куда закопать родимый атом

Где и как Россия будет производить захоронение радиоактивных отходов, зависит от просвещенности населения

В Минатом РФ представлен на рассмотрение и согласование проект долговременного хранилища радиоактивных отходов. Первый отечественный могильник предполагается разместить на архипелаге Новая Земля, в трехстах километрах от бездействующего ныне полигона для испытания ядерного вооружения.

На разработку проекта ВНИПИпромтехнология затратил в общей сложности около десяти лет и не менее 2 млн долларов бюджетных средств. Это не так уж много, если учесть, что подготовка технико-экономического обоснования аналогичной "новостройки" в Юкка-Маунтин (США) заняла тридцать лет и обошлась в 1 млрд долларов.

Однако некоторые специалисты убеждены: федеральный могильник на Новой Земле способен создать куда больше проблем, нежели в действительности их решить.

Лучшая точка СССР

На протяжении четырех десятилетий наша страна усиленно эксплуатировала мирный и военный атом. В отличие от прочих государств, использующих атомную энергию, бывший Советский Союз не спешил озадачиваться проблемой окончательного захоронения накапливавшихся радиоактивных отходов. Все отечественные хранилища и поныне имеют статус временных, а условия, в которых содержатся опасные отходы, в большинстве случаев граничат с экологической катастрофой. Было бы неверным утверждать, что союзное правительство абсолютно ничего не сделало для создания могильника, позволяющего надежно и надолго (по требованиям МАГАТЭ, на срок не менее 10 тыс. лет) изолировать радиоактивные материалы. В начале девяностых годов сразу двум институтам системы Минатома было поручено подыскать на территории СССР оптимальную "точку" для долговременного захоронения отходов.

Проанализировав различные варианты, ученые пришли к выводу, что лучше всего разместить могильник на архипелаге Новая Земля, в районе губы Башмачной. Выбор именно этой площадки объясняется, главным образом, двумя причинами: отдаленностью самого архипелага от традиционных мест проживания человека и особенностью предложенного ноу-хау. По замыслу специалистов ВНИПИпромтехнология, радиоактивные отходы можно просто заморозить, создав так называемый криогенный водоупорный барьер, а затем сколь угодно долго хранить в условиях низких температур. Вечная мерзлота новоземельских пород и должна была послужить своеобразным холодильником для отходов: малоактивные предполагалось закладывать в траншеях глубиной до 14 метров, а активные - в стволах и подземных штольнях с максимальной глубиной 100 метров.

Развал Союза мало повлиял на сформировавшееся в столице мнение, где и как следует хоронить отходы. Безусловно, выводы ученых были слегка подкорректированы с учетом новых суверенитетов, но в целом остались прежними. Проект долговременного хранилища на архипелаге был отнесен к числу приоритетных для Минатома РФ, и три года спустя, в 1996 году, федеральный бюджет начал его финансирование. Разработка была поручена все тому же ВНИПИпромтехнология.

Вряд ли правительство рассчитывало, что России ее могильник обойдется намного дешевле, чем Германии, Финляндии или Швеции, где себестоимость 1 куб. метра подобных объектов варьируется от 227 до 750 долларов. Разумеется, само по себе криогенное ноу-хау не требовало высоких затрат. Но к экономичной идее следовало приплюсовать неизбежные расходы на транспортировку каждого гвоздя и мешка цемента, а также учесть сезонный (2-3 месяца в году) характер строительства.

Недавно технико-экономический проект был представлен на рассмотрение и согласование в Минатом РФ. Проектные цифры таковы: стоимость 1 куб. метра - 7000-8000 долларов, суммарные затраты на создание могильника - около 1 млрд долларов. При этом само строительство, даже при самом благоприятном режиме финансирования, продлится более двадцати лет.

Нечаянная альтернатива

Сегодня уже не секрет, что отечественный подход к созданию могильника оказался весьма специфичен. Скудость бюджета не позволила выстроить процесс, как это принято за рубежом: а) обстоятельно исследовать сразу несколько десятков "точек"; б) аргументированно отбраковать менее пригодные, сократив их количество до 5-6; в) осуществить по каждой из оставшихся площадок технико-экономическое проектирование; г) в ходе научных дискуссий выбрать из нескольких вариантов оптимальный.

Своеобразие российских усилий и подвигло богатенькое зарубежье выделить средства на разработку "правильного" альтернативного проекта. В 1994 году TACIS начал финансирование программы NUCRUS 95410, конечной целью которой является проект долговременного хранилища для Северо-Западного региона России.

На первом этапе программы, проходившем с 1994 по 1996 годы, немецкая фирма DBE подготовила базу данных по основным северным "кладовкам", Мурманской и Архангельской областям, - количество требующих захоронения радиоактивных отходов, их структура, характеристики активности. К реализации второго этапа, стоимость которого составила 3 миллиона евро, были привлечены российские субподрядчики - санкт-петербургский ВНИПИЭТ и Горный институт Кольского научного центра РАН.

Используя методики авторитетных французских фирм ANTEA и BRGM, наши ученые выбрали на территории обеих областей и на островах Северного Ледовитого океана 25 площадок. После углубленного исследования физико-химических свойств пород, геологической обстановки и др. (в общей сложности использовалось около семидесяти различных критериев) в списке осталось лишь 7, в том числе и губа Башмачная архипелага Новая Земля.

Последующая оценка безопасности каждой из семи площадок неожиданно выявила уязвимость новоземельского "холодильника". Согласно теории глобального потепления климата, в ближайшие 100-150 лет среднегодовая температура в арктических зонах может повыситься до 8-9 градусов Цельсия. Это неизбежно должно привести к оттаиванию вечномерзлых пород (по расчетам Горного института, на глубину до 60-70 метров), поднятию уровня мирового океана и нарушению береговой зоны. Если теория верна, то криогенный барьер на пути радиоактивного загрязнения будет просто уничтожен, и все выработки "поплывут".

Вполне возможно, что планетарный климат и не подвергнется столь серьезным изменениям. Тем не менее губа Башмачная была вычеркнута из списка площадок, пригодных для строительства могильника - при проектировании подобных объектов необходимо учитывать любые факторы, способные повлиять на безопасное хранение отходов.

Впрочем, опасность глобального потепления - не единственная причина, по которой специалисты Горного института забраковали "лучшую точку СССР". "Предполагается, что толща вечномерзлых пород в этом районе архипелага достигает 300 метров и образует некий монолитный, однородный блок, - говорит директор института, академик Николай Мельников. - Но геологическая изученность площадки очень невелика: участок 6 х 6 километров исследован только четырьмя разведочными скважинами, глубина минимальной составила 25 метров, максимальной - 250. По сути, доказательств, что здесь сплошная мерзлота, - никаких. А это крайне важно. Ведь после того, как в траншеях и штольнях будут размещены тепловыделяющие отходы, неизбежно начнется оттайка. Радиус ее, в зависимости от мощности тепловыделения, может достигать от 10 до 20 метров. И если сплошной мерзлоты на участке нет, то все это добро может запросто просочиться в океан".

Сила слова

В отличие от новоземельского, альтернативный проект от TACIS пока вне критики: работать над ним предстоит, по меньшей мере, еще года четыре. Однако в общих чертах конструкция Северо-Западного могильника определена: подземный комплекс, расположенный в кристаллических горных породах на глубине до 120 метров, оснащенный выработками разного сечения (для захоронения отходов различной активности), вентиляционном стволом и исследовательской лабораторией. Вместимость - около 120 тыс. куб. метров пакетированных отходов, плюс непосредственно над могильником планируется разместить наземный комплекс, который будет использоваться для временного хранения отработавшего ядерного топлива.

По предварительным расчетам российских и западных специалистов, срок строительства не превысит четырех-пяти лет, а общая стоимость объекта, включая все строительно-монтажные работы и оборудование, с лихвой укладывается в 170 млн долларов (около 300 долларов за 1 куб. метр). Тем не менее существует одно "но", способное зачеркнуть любые соображения экономичности этого проекта.

Дело в том, что в ходе двухлетних исследований Горный институт остановил свой выбор на двух площадках, Дальние Зеленцы и Кузрека. Одна находится на севере Кольского полуострове, другая на юге. Ученые уверяют, что лучшего места для могильника, нежели скальные породы так называемого фенно-скандинавского щита (куда входит и полуостров), в природе просто не существует. Ведь эти породы насчитывают более 3 миллиардов лет и способны обеспечить сколь угодно долгое хранение опасных отходов.

Однако несложно догадаться, что населению Мурманской области такое "соседство" не понравится. Веские основания для этого есть: во-первых, если претензии специалистов к новоземельскому проекту обоснованны и он не пройдет международную экспертизу, то у правительства вполне может возникнуть искус придать Северо-Западному могильнику статус федерального. А кому хочется жить в регионе, "который не жалко"?

Во-вторых, в России и сегодня, спустя пятнадцать лет после чернобыльской аварии, не создано государственной системы гарантий по возмещению радиационного ущерба. Поэтому ссылки на опыт скандинавских соседей, обустроивших свои могильники на том же геологическом щите, воспринимаются северянами с изрядной долей скепсиса.

Бесспорно, многое зависит от позиции региональных властей. Но пока бурные протесты населения Северодвинска, Сахалина, Удмуртии, Белоруссии и прочих городов и весей, где лоббировалось создание даже временных хранилищ, вынуждают руководство области высказываться крайне осторожно. В том духе, что хуже, чем есть, все равно не будет. "С технической стороны вопрос захоронения ядерных отходов ныне не представляет никакой трудности, - говорит академик Мельников. - Это уже не теория, весь мир строит могильники и весьма успешно их эксплуатирует. Ученые, проектировщики, инженеры нашей страны также готовы осуществить эту работу. Проблема в ином: общественность весьма слабо представляет себе, что такое радиация и чего от нее можно ждать. В частности, один из аргументов против хранилища на материке: "А вдруг взорвется?" Нужна четкая, продуманная программа взаимодействия с населением, нужны образовательные центры, разъяснительные публикации, аргументированные выступления. Иначе, потратив массу собственных и чужих средств, мы никогда так и не перейдем от слов к делу".

Мурманск