Дорогу продали

Международный бизнес
Москва, 21.05.2001
«Эксперт Северо-Запад» №9 (38)
Завершилась трехлетняя эпопея с продажей контрольного пакета акций "Эстонской железной дороги"

В Таллине подписан договор о продаже государством 66 процентов акций АО "Эстонские железные дороги" (Eesti Raudtee AS). Таким образом, завершилась одна из самых скандальных приватизационных историй Эстонии. Финал этой сделки стал неожиданным для большинства наблюдателей.

Стремительное завершение

Предысторию события "Эксперт С-З" излагал в N 17(24) от 9 октября 2000 года. С тех пор ситуация развивалась хотя и относительно неспешно, но с множеством осложнений и дополнительных скандалов, которых и так было предостаточно вокруг приватизации ЭЖД. Очередной скандал разразился всего несколько недель назад и был вызван решением Эстонского Приватизационного агентства (ЭПА) о продаже вожделенного пакета акций дороги фирме Rail Estonia, с которой был связан разыскиваемый Интерполом международный авантюрист Массеи Анготти. Британская консультационная фирма GIBB, рекомендовавшая продать дорогу именно в руки Rail Estonia, по условиям сделки должна была получить за свои услуги 3 миллиона фунтов стерлингов (более 75 миллионов эстонских крон). Но тут вскрылась история с Анготти. Естественно, что парламентская оппозиция выступила резко против, видимо, рассудив, что свою часть работы, консультанты выполнили недобросовестно.

16 апреля Таллинский административный суд аннулировал решение совета ЭПА от 13 декабря прошлого года, согласно которому конкурс на приватизацию ЭЖД выиграла фирма Rail Estonia. Казалось, что период неопределенности с будущим владельцем дороги затянется. И вдруг, в одночасье, - завершающая стадия. По своей стремительности принятие окончательного решения и подписание договора о купле-продаже 66% акций АО "Эстонские железные дороги" напомнило марш-бросок российских десантников в Косово. Хотя разговоры о приватизации ЭЖД велись на протяжении последних трех лет, окончание "операции" произошло неожиданно не только для широкой общественности, но и, похоже, для многих специалистов, в том числе и имеющих прямое отношение к сделке. Даже в день, когда подписывался договор (30 апреля), представители Eesti Raudtee AS, к которым обращались журналисты, не могли сообщить подробности бизнес-плана или хотя бы точный адрес, по которому должна была состояться церемония подписания.

Теперь никакого секрета в этом уже нет. В соответствии с контрактом фирма со смешанным англо-американо-эстонским капиталом Baltic Rail Service сразу же после подписания договора перечислила на депозитарный счет эстонского государства 100 миллионов крон в качестве аванса, а остальные 900 миллионов обязуется перечислить не позднее июня этого года, после чего становится полноправным владельцем контрольного пакета акций ЭЖД. В течение ближайших десяти лет BRS намерена инвестировать в железные дороги Эстонии еще. А вот сколько, пока остается большой загадкой.

У каждого своя цифирь

По данным газеты деловых кругов Дripдev приватизация ЭЖД принесет государству 1,7 миллиарда крон в виде инвестиций. Газета "Эстония" сообщает уже о 4,7 миллиардах. А "Молодежь Эстонии" - о 5 миллиардах в ближайшие пять лет и еще о 4,7 миллиардах - в последующие 10 лет. При этом только "Эстония" делает акцент на том обстоятельстве, что новые хозяева надеются получить прибыли в виде дивидендов на сумму 3,3 миллиарда крон, правда, не уточняя, за какой срок. И все газеты упоминают, что в общей сложности государство истратило на приватизацию примерно 82 миллиона крон (считая гонорар фирме-консультанту).

Разнобой в цифрах можно отчасти объяснить нервозной обстановкой на пресс-конференции, где журналистам сообщили о подписании договора. Председатель правления компании BRS Эдвард Буркхардт сам так и не смог вспомнить точные размеры инвестиций, а также систему финансирования и подробности только что подписанного бизнес-плана. Его заместитель Гуйдо Саммельсельг неоднократно отлучался, чтобы из своей машины с кем-то переговорить по мобильному телефону.

Несмотря на остающиеся недосказанными подробности, по мнению многих эстонских специалистов, эта приватизационная сделка безусловно выгодна для государства. На пресс-конференции было объявлено, что хотя в течение десяти лет доля транзита нефтепродуктов по железной дороге будет сокращена, однако произойдет это за счет увеличения контейнерных перевозок. Но самое главное, действующие тарифы на железнодорожные перевозки повышать никто не планирует, а кроме того, по словам Гуйдо Саммельсельга, фирма-владелец контрольного пакета акций намерена увеличить пропускную способность и окупаемость путей на таких магистральных маршрутах, как Нарва - порт Мууга (Таллин) и Таллин - Печоры. Таким образом, эстонское направление транзита должно сохранить свою привлекательность для российских экспортеров.

Ложка дегтя в бочке меда

Однако с первых же дней после публичного объявления о продаже акций ЭЖД уже наметились и некоторые трения между представителями самой дороги и ее новыми владельцами. В частности, Эдвард Буркхардт заявил, что его концерн намерен аннулировать прежние договоренности руководства ЭЖД о закупке российских тепловозов в Луганске и расторгнуть связанный с этими закупками лизинговый договор с Ханзабанком. Вместо этих локомотивов будут использоваться подержанные американские, которые, по словам Буркхардта, "прослужат еще лет тридцать". На закупку и реновацию заокеанских тепловозов "секонд хэнд" планируется затратить примерно миллиард крон. Однако генеральный директор ЭЖД Парбо Юхневич и председатель совета ЭЖД Тыну Кыйв выступают против такого решения и заявляют о своем намерении заказать экспертизу специалистам Таллинского технического университета. Совет ЭЖД решительно отклонил требование новых владельцев отказаться от приобретения российских тепловозов. Впрочем, после окончательного вступления BRS в права собственности состав совета и правления дороги, скорее всего, будет коренным образом изменен, и "вето" нынешнего состава удастся легко преодолеть.

Еще одно малоприятное последствие состоявшейся сделки - предстоящие сокращения персонала. По некоторым сведениям (в частности, по информации Эстонского телеграфного агентства), новые хозяева намерены уволить в обозримом будущем около половины из ныне работающих на ЭЖД четырех с половиной тысяч человек. Просочившиеся в печать данные на этот счет руководство BRS пока не подтвердило, но и не опровергло.

Тем не менее эстонское государство вполне способно отстоять свои интересы в железнодорожной компании, и не только за счет установления правил игры на железнодорожном транспорте, но и с помощью остающихся в его собственности 34 процентов акций ЭЖД. Это пусть и не контрольный, но все-таки блокирующий пакет, который позволяет влиять на деятельность предприятия в дальнейшем.

Таллин

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (38) 21 мая 2001
    Лес
    Содержание:
    Неизбежный диалог с государством

    Судьбу лесного комплекса должны решать руководители регионов

    Реклама