Что стоит дом построить

Экономика и финансы
Москва, 21.05.2001
«Эксперт Северо-Запад» №9 (38)
Необходимо опережающее развитие калининградского анклава

В номере 5 журнала "Северо-Запад" от 19 марта этого года была опубликована подборка статей по Калининградской области. На наш взгляд, есть только два варианта развития дальнейших событий: на основе активного сотрудничества России с Европой ускоренное развитие и модернизация экономики анклава с постепенным врастанием в европейское экономическое сообщество либо, при индифферентном отношении федерального центра и ЕС, нарастающая изоляция анклава и деградация его экономики.

Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" был принят Государственной Думой РФ 15 ноября 1995 года. Закон крайне противоречив, изобилует грубыми юридическими ошибками, является типичным продуктом своего времени.

Не случайно, что за время действия закона об ОЭЗ в области хотя и зарегистрировано свыше 1500 предприятий с иностранным капиталом, филиалов и представительств инофирм, общая сумма вкладов иностранных инвесторов в уставные капиталы составила всего лишь 676,8 млн рублей, а объем накопленных иностранных инвестиций, начиная с 1993 года - 62 млн долларов, что просто не соответствует потенциальным возможностям анклава.

В конечном счете закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области", в котором была нарушена адресность льгот и преференций, не решил даже минимальной задачи - создания равных экономических условий развития области с остальными регионами России.

Не лучше сформирована и "Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 годы", утвержденная постановлением правительства РФ от 29 сентября 1997 года. В частности, в разделе "Цели и задачи Программы" сказано: "Обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе..., обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области воинских формирований и баз". Вы видели иностранного инвестора, жаждущего отдать свои средства на укрепление обороноспособности нашей страны?

Во всем мире свободные (специальные, особые) экономические зоны являются эффективным инструментом политики "открытых дверей" государства в мировую систему хозяйствования, в результате которого в обмен на льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей государство получает реальный доступ к финансовым ресурсам, современным технологиям, методам управления, включается в систему международной кооперации производства, но при этом никак не преследуются политические, а тем более военные цели.

Точно так же формален и несовершенен договор о разграничении полномочий между федеральным центром и областью, подписанный 12 января 1996 года.

В результате мы сегодня в Особой экономической зоне имеем то, что имеем. Т. е. по сути необходимо начать все сначала.

Мировой опыт создания СЭЗ ("Шеннон", Ирландия, "Гливиц", Польша, "Брест", Белоруссия и др.) показывает, что наиболее динамично развиваются СЭЗ, расположенные на компактных территориях, имеющие четкие цели и задачи, привлекательные гарантированные стабильные льготы и правила игры. Причем самой сложной задачей является установление уровня и условий применения льгот. Поэтому правильным решением была бы подготовка и принятие новых детальных, исключающих разночтения и лазейки федеральных законов "О Калининградской области" и "О специальных экономических зонах в Калининградской области", Федеральной программы развития Калининградской области и "Договора о предметах ведения и разграничении полномочий Федерального центра и Калининградской области".

При этом все эти основополагающие документы должны приниматься "одномоментно". Только их логическая выстроенность, полнота и взаимосвязь могут обеспечить достижение основной цели: ускорение подъема экономики анклава и России, интеграции их в мировое экономическое сообщество. Все основные льготы и преференции иностранным и российским инвесторам должны быть прописаны в федеральных законах и оставаться незыблемыми в течение 10-15 лет.

По оценкам ИМЭМО РАН, приведенным в докладе руководителя Центра анализа полюсов роста и СЭЗ Наталии Смородинской на областных депутатских слушаниях 16 февраля с. г., валовый региональный продукт на одного жителя анклава составил в 2000 году 4400 долларов - 75% от общероссийского уровня, 55% от среднего уровня Литвы, Латвии и Эстонии. Даже при обеспечении опережающего развития экономики анклава по сравнению со странами Балтии ежегодно на 1-2%, Калининградская область сможет догнать их только к 2010 году; при этом необходимо затратить, как показывают расчеты, 40-50 млрд долларов. Где взять деньги?

Развивающаяся отсталость анклава является прямой угрозой безопасности и стабильности как России, так и Европы, и это начинают осознавать все. Поэтому необходимо объединение усилий всех сторон: европейских стран, ЕС, России, администрации, предпринимателей и производителей, населения Калининградской области в решении этой задачи. Реальной основой модернизации экономики анклава может стать снятие Парижским клубом части долгов Российской Федерации ей с условием направления средств на проведение ускоренной модернизации экономики Калининградской области.

Калининград

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №9 (38) 21 мая 2001
    Лес
    Содержание:
    Неизбежный диалог с государством

    Судьбу лесного комплекса должны решать руководители регионов

    Реклама