Крупнейший в Литве нефтеперерабатывающий концерн Mazeikiu nafta (МN), 66% акций которого принадлежит государству, находится в предбанкротном состоянии - уже больше года его расходы существенно превышают доходы. Главная причина подобных неудач, по мнению экспертов, в том, что основной поставщик нефти, "ЛУКОЙЛ", резко сократил объемы своих поставок, когда полтора года назад правительство Литвы отказалось предоставить российской компании права оператора MN и передало их американскому концерну Williams International (WI), купившему 34% акций MN. Сейчас, когда положение MN стало катастрофическим и правительство возобновило переговоры с "ЛУКОЙЛом", у властей Литвы, по мнению специалистов, нет другого выхода, кроме как пойти навстречу российской компании.
Катастрофа
Mazeikiu nafta осталось только взорвать и списать, - эта сгоряча брошенная фраза Кястутиса Главяцкаса, председателя бюджетно-финансового комитета литовского Сейма, довольно точно отражает общественную атмосферу раздражения и недовольства по отношению к стилю и результативности управления национальным нефтекомплексом Литвы, осуществляемого WI.
Концерн в очередной раз привлек к себе внимание после того, как выяснилось, что в этом году его убыточность резко возросла - в первом квартале он сработал с убытком в 21 млн долларов, что в 4,5 раза превышает прошлогодний уровень (за аналогичный период). И это - почти половина убытков, официально понесенных MN за весь прошлый год (45 млн долларов). Из трех предприятий, входящих в комплекс, прибыль имело только биржайское.
Финансовый аналитик Миндаугас Шилинскас считает, что положение MN еще хуже - по его расчетам, фактические убытки в минувшем году были значительно больше официально объявленных - около 90 млн долларов. А всего за 15 месяцев хозяйствования WI они приближаются к 125 млн долларов. По прогнозам аналитика, в этом году убытки составят не менее 50 млн долларов.
Кроме того, концерн имеет долговые обязательства по долгосрочным кредитам на общую сумму около 450 млн долларов, взятым либо напрямую у литовского правительства (289 млн), либо под его гарантии. Эти долги уже превышают уставной капитал предприятия. Сам же WI пока вложил только 75 млн долларов (в виде первого взноса за акции), то есть его риск в 6 раз ниже, чем у литовского государства.
По подсчетам же другого финансового аналитика Витаутаса Плунксниса, заработанной концерном прибыли (с учетом 22,5 млн дотации из бюджета) хватает только на уплату процентов по кредитам. При такой экономике, резюмирует эксперт, правительству и впредь придется повышать свой риск, ибо без государственной гарантии вряд ли кто-нибудь отважится одолжить MN денег на модернизацию. Обнародованные цифры шокировали правительство, и премьер вызвал представителей WI на ковер для объяснений.
Во всем виноваты русские
Американцы твердили старое - во всем виноваты коварные русские. По утверждению генерального директора концерна Джима Шила, "ЛУКОЙЛ", с которым вот уже полтора года не удается заключить долговременный договор о ежегодных поставках 6 млн тонн нефти, держит MN на голодном пайке, высасывая из концерна финансовую кровь (путем взвинчивания цены). Конкретная причина нынешнего провала MN - в декабре прошлого года пришлось закупить по очень высокой цене большую партию нефти. В январе-феврале цены на мировом рынке стали падать, и произведенные из дорогой нефти продукты оказались убыточными.
По утверждению американца, "ЛУКОЙЛ" сознательно ведет MN к банкротству, дабы вытеснить WI из Литвы.
Такие объяснения генеральный директор "ЛУКОЙЛ Балтия" Иван Палейчик назвал "детскими" и обвинил американцев в неспособности заниматься нефтяным бизнесом. Не устроили аргументы Джима Шила и многих литовских аналитиков. Так, по подсчетам Миндаугаса Шилинскаса, даже покупая нефть у россиян по мировым ценам (сейчас российская нефть в среднем немного ниже мировой), Литва экономит за счет транспортировки по трубопроводу с востока (а не танкерами с запада) ежегодно 20-25 млн долларов. Именно этим объясняется тот факт, что WI не покупает нефть на Западе, хоть президент компании Джон Бумгарнер не раз "грозился" это сделать.
Что делать?
Правительство либералов оказалось в крайне затруднительном положении. Ведь будучи в оппозиции, либералы весьма остро критиковали "кабальные" условия договора с американцами, а нынешний премьер Роландас Паксас, в прошлом консерватор, как известно, в 1999 ушел в отставку в знак протеста против его подписания, а затем сменил и партийность. Это решение было в Литве расценено как мужественный гражданский поступок, и в сущности обеспечило популярность мало известному до этого Союзу либералов на прошлогодних парламентских выборах. Идя на них, лидеры обещали после победы сразу же "разобраться" с WI.
Однако после прихода к власти их решительность заметно приувяла. Первые же, в сущности, вполне безобидные попытки "надавить" на WI вызвали резкую реакцию американцев - вплоть до писем с угрозами устроить международный скандал, сформировать антилитовское лобби в конгрессе и т. п.
По всему чувствовалось, что либералы оказались в замешательстве, не зная, как себя вести. Ухудшение отношений с американцами, грозящее непредсказуемыми ответными действиями, явно напугало премьера. Впечатление такое, что полгода он просто избегал касаться проблем нефтекомплекса. И только скандальный отчет за первый квартал вынудил премьера вызвать представителей Williams для беседы. Но американцы не столько оправдывались, сколько наступали.
В частности, их очень интересовал вопрос, не собирается ли правительство идти на уступки "ЛУКОЙЛу". Министр хозяйства Литвы Эугениюс Гентвилас успокоил их, заявив после встречи, что передача прав оператора "ЛУКОЙЛ"у в ближайшие планы правительства не входит. То же самое он повторил 16 мая во время встречи с вице-президентом "ЛУКОЙЛ" Юрием Сторожевым.
Премьер потребовал от американцев чаще и полнее информировать правительство о положении на предприятии и дал им квартальный срок для перелома ситуации. В противном случае пригрозил сменить состав правления общества. Гентвилас призвал американцев ответственней подходить к поиску поставщиков и не перекладывать решение этой проблемы менеджеров компании на плечи правительства. Что касается угрозы банкротства концерна, то по мнению министра хозяйства, говорить об этом пока рано.
Однако Миндаугас Шилининкас этот дежурный оптимизм не разделяет. По его мнению, при нынешнем финансовом положении маловероятно, чтобы WI отважилась еще раз вложить деньги в концерн и внести второй платеж за акции, оплатив вексель.Более того, эксперт вообще сомневается, что WI сможет когда-нибудь вернуть 450 млн долларов кредитов.
В этой ситуации он видит для WI только один логический выход - продать акции, чтобы таким образом вернуть хоть часть инвестированных денег. Причем скорей всего их придется выкупать правительству - за ту цену, которую назначат американцы. Примерно такого же мнения придерживается и Иван Палейчик, считая, что американцы сознательно ведут предприятие к банкротству, дабы иметь повод от него избавиться.
Загадочное многоточие
Во время визита в Литву Юрий Сторожев еще раз подчеркнул, что принятый в "ЛУКОЙЛе" стиль корпоративного управления предполагает контроль над всей технологической цепочкой - от скважины до пистолета бензоколонки. Он отметил, что россиянам не нужны акции сами по себе - они купят их только в том случае, если получат хотя бы равные с WI права на управление концерном. И это требование является условием заключения договора о нефтепоставках, которого добивается Литва.
Казалось бы, при такой несовместимости позиций говорить не о чем. Тем не менее Сторожев заявил журналистам, что соглашение возможно, но предварительно нужно обдумать предложения литовской стороны (33% акций за 75 млн долларов, как сообщил премьер Гентвилас).
Экономическое положение MN таково, что, по всем признакам, в отношениях с Williams назревает серьезный конфликт. При имеющемся раскладе трудно надеяться, что ситуация в ближайшее время кардинально изменится к лучшему. И тогда, хочешь не хочешь, надо будет принимать решения. По мнению депутата Сейма Кястутиса Главяцкаса, наиболее вероятно, что правительство вынуждено будет взять управление концерном на себя. Собственно, об этом американцы уже предупреждены.
Логично предположить, что "ЛУКОЙЛ" займет выжидательную позицию, надеясь, что "яблоко" упадет само. Ведь если Williams окончательно распишется в своей беспомощности, реальная помощь с другой стороны станет просто необходимой. И тогда удовлетворение требований "ЛУКОЙЛа" - лишь вопрос времени.
Вильнюс