Литовцы не теряют оптимизма

2 июля 2001, 00:00
  Северо-Запад

Намерения российских властей изменить распределение грузопотоков в пользу российских портов, задавив Балтию железнодорожными тарифами, вызывает естественное беспокойство в этих странах. При всем при том литовские портовики придерживаются дежурного оптимизма и строят грандиозные планы на этот год. В их числе и руководство Клайпедского нефтетерминала (Klaipedos nafta).

Совсем недавно - 1 мая - здесь произошло знаменательное событие - впервые танкер был закачан 13 тыс. тонн бензина. До сих пор терминал специализировался только на темных продуктах. С появлением в перечне услуг перевалки светлых нефтепродуктов возникает потребность в строительстве резервуаров для бензина. Его поток резко возрастет, когда в будущем году завершится строительство продуктопровода из Мажейкяйского НПЗ. Поэтому уже ведутся переговоры с правительством о финансировании четырех новых резервуаров емкостью по 30 тыс. тонн каждый. Да и старые резервуары для темных нефтепродуктов нуждаются в замене, которую намечено осуществить в течение 3-4 лет.

По мнению гендиректора Klaipedos nafta Донатаса Каубриса, Клайпедскому порту вряд ли будет найдена замена, поскольку он - незамерзающий. А конкурентоспособность его резко возрастет, когда закончится реконструкция Клайпедских морских ворот и углубление фарватера, что позволит терминалу принимать суда водоизмещением до 100 тыс. тонн. В этом году терминал рассчитывает на рекордный оборот - 7,1 млн тонн (в 2000 году перевалено 5,24 млн тонн). Прежде всего эти ожидания связаны с тем, что с 1 июня через него началась отправка на экспорт всех нефтепродуктов (в том числе и авиационного топлива), производимых на Мажейкском НПЗ. Кроме того, ведутся переговоры о заключении долгосрочного договора - на 10 лет - со "Славнефтью" (по 4 млн тонн), с "Роснефтью" (на 0,5 млн тонн) и др. компаниями. Став недавно совладельцем Klaipedos tranzito servisas, терминал получил возможность косвенно участвовать в конкурсах по закупке нефтепродуктов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах.

И еще одна немаловажная новость - начинается процесс его приватизации. Это будет многоступенчатая схема, так как терминал находится во владении АО Naftos terminalas ( 82,94% акций), в котором государству принадлежит 74,15% акций. Поэтому вначале надо приватизировать это общество. Правительство уже включило его в список приватизируемых объектов и в ближайшие два месяца Фонд госимущества (ФГИ) должен перенять бразды правления у общества Naftos terminalas и приступить к его приватизации.

Вильнюс