По следам первобытных художников

Развитие организованного туризма может спасти беломорские петроглифы от разрушения

Нынешний год во многом станет определяющим для одной из главных достопримечательностей Карельского Поморья - беломорских петроглифов. Впервые интерес к древним наскальным изображениям проявили шесть туристических компаний: пять петрозаводских и одна московская.

В городском краеведческом музее, который непосредственно организует экскурсии на места нахождения наскальных рисунков и, собственно, так и называется "Беломорские петроглифы", рост интереса турфирм к уникальному памятнику мировой истории связывают с прошлогодним Фестивалем первобытной культуры.

"Чертовы следки"

Наскальные рисунки Карельского Поморья стали известны науке лишь в 20-30-х годах прошлого столетия, хотя местные жители знали о них издавна и относились к "чертовым следкам" весьма почтительно, предпочитая не беспокоить лишний раз "нечистую силу". Поэтому первооткрывателем беломорских петроглифов по праву можно считать карельского писателя и краеведа Александра Линевского. Один из местных староверов показал ему летом 1926 года на небольшом гранитном острове у порога Шойрукша на реке Выг высеченные на камне изображения. Среди них особо выделялась мужская фигура, которую Линевский назвал "бесом", и семь следов босых ног человека.

Еще одна значительная группа петроглифов была открыта в 1935 году во время археологических раскопок в местечке Залавруга.

Третья, самая многочисленная группа беломорских петроглифов была также обнаружена в местечке Залавруга в 60-е годы во время археологических раскопок, которые проводились в связи со строительством каскада Выгских ГЭС.

В настоящее время в Карельском Поморье известны 7 групп петроглифов. Общая их численность составляет около 2000 изображений. Это крупнейшее скопление рисунков древнего человека в европейской части России. "Смысл многих петроглифов современному человеку абсолютно непонятен, - говорит петрозаводский историк Александр Жульников. - Разгадывать его можно до бесконечности, ведь древний человек стремился запечатлеть на камне не только сцены охоты или быта, но и свои представления о жизни и мире". Александр Жульников считает странным, что такой памятник истории и культуры до сих пор не только не приносит ощутимых доходов как туристический объект, но даже элементарно не охраняется.

В поисках инвестора

Официально беломорские петроглифы были приняты на государственную охрану в качестве памятников, имеющих общероссийское значение, в 1960 году после соответствующего постановления Совета Министров РСФСР. Однако фактически охрана уникальных наскальных изображений государством заключалась в строительстве в 1968 году бетонного павильона "Бесовы следки", который должен был защитить от внешнего воздействия часть петроглифов, открытых Александром Линевским.

К концу 90-х павильон пришел в аварийное состояние и был закрыт для посетителей. Разработанный институтом "Карелгражданпроект" проект строительства нового здания павильона оценивается почти в 8 миллионов рублей, а такие средства трудно найти даже в казне Карелии, не говоря уж о более чем скромном бюджете Беломорского района.

"Нам предлагают вообще разобрать здание и оставить скалу с рисунками открытой, - рассказывает директор музея "Беломорские петроглифы" Вера Кротова. - Этого ни в коем случае нельзя допускать, если мы хотим вообще сохранить памятник. Даже когда в павильоне был сторож, мы неоднократно сталкивались с попытками хулиганов разрушить древние изображения".

Надежды республиканской администрации связаны с поиском инвестора, который бы вложил необходимые средства не только в реконструкцию павильона "Бесовы следки", но и в обустройство всего археологического комплекса беломорских петроглифов. За 250 тыс. долларов - такова сумма инвестиционного предложения - карельские власти готовы сдать уникальный исторический памятник в долгосрочную аренду. При этом инвестор будет обязан обеспечивать охрану петроглифов, а взамен получит от правительства республики эксклюзивное право на туристскую деятельность на территории археологического комплекса.

Впрочем, пока желающих вложить деньги в беломорские петроглифы не нашлось.

Доходное место?

Как справедливо заметила генеральный директор карельской туристической компании "Лукоморье" Ольга Лукина, беломорские петроглифы еще недостаточно "раскрученный" объект для посещения. Первобытная культура в нашей стране никогда не выходила за рамки научного изучения или музейных фондов, поэтому сегодня турфирмам приходится сталкиваться с дефицитом самой простой, "обывательской" информации об этом памятнике истории. Даже в Беломорске вы навряд ли найдете буклет или открытки с изображением петроглифов.

Такая невостребованность уникального исторического объекта побудила директора краеведческого музея "Беломорские петроглифы" Веру Кротову организовать в прошлом году Фестиваль первобытной культуры. Эффект от его проведения был весьма ощутим: если в 1999 году наскальные изображения посетили 2700 человек, то в 2000 число посетителей памятника превысило 5 с половиной тысяч.

Как предполагает Вера Кротова, в нынешнем году посещаемость наскальных изображений не уменьшится. Во всяком случае, за 2 летних месяца, а это половина активного туристического сезона, на беломорских петроглифах побывало уже свыше 2 тыс. человек. Доходы музея составили около 15 тыс. рублей. Правда, Кротова считает, что результаты могли быть более высокими.

Впрочем, недостаток российских туристов беломорский музей смог компенсировать группами из Финляндии. Первобытная культура в Финляндии и странах Скандинавии давно стала частью общественного сознания. Небольшая Альта на севере Норвегии, где так же, как и в окрестностях Беломорска, обнаружены древние наскальные рисунки, ежегодно привлекает не меньший поток туристов, чем знаменитый остров Кижи.

В Карелии об этом пока только мечтают. Впрочем, для начала можно хотя бы построить в районе археологического комплекса туалет. Для этого больших инвестиций не требуется.

Беломорск-Петрозаводск