Песочный человек

Культура
Москва, 20.08.2001
«Эксперт Северо-Запад» №14 (43)

В разгар купального сезона городской пляж оккупировали странные постояльцы. Пять дней международные команды скульпторов, дизайнеров, архитекторов и просто любителей, получив на двоих по 15 кубометров песка и площадку в 25 квадратных метров, уминали, трамбовали и пропитывали сыпучую материю, словно стремясь ее вернуть в состояние монолита.

Организаторы не прогадали с местом и временем проведения - в мертвый сезон любое событие вызывает повышенный интерес СМИ, а пляж Петропавловской крепости - рудимент "догородского" состояния Петербурга - напоминал, из чего и наперекор каким стихиям на перекрестке ветров и в непосредственной близости от коварной Невы поднялась северная столица. Участники с гордостью оглядывались на парящего над ними ангела и соизмеряли свои песочные объекты с суровой простотой бастионов крепости и идеальной хрупкой линией дворцов на противоположной набережной.

Песчаная скульптура соединяет в себе спортивный азарт (соревнования проводятся на время) и художественные терзания (проект должен соответствовать заданной теме и обладать оригинальностью решения).

О серьезности мероприятия можно судить по приехавшим в Петербург участникам. Вряд ли чемпионов мира, призеров многих международных форумов американцев, голландцев, французов, поляков, латышей, итальянцев, чехов манил приз в 50 000 рублей. Все признавались, что работали за хорошее настроение и за ландшафт, в который они вписывали свои фантазии.

Первое место интернациональное жюри, где профессионалам нарочно предпочли консулов стран, чьи команды принимали участие в соревнованиях, было присуждено финнам Каю и Марике Тормикоски. В их варианте образ родины - это маленький бревенчатый домик на песчаном глобусе с вычерченными океанами и материками. Избушка, словно заимствованная с рекламных щитов фирмы Honka, понятное дело, находится на территории Финляндии, и на это крошечное чудо с удивлением, восторгом и растерянностью взирают обступившие песчаную землю пришельцы - высокие лысые фигуры, закутанные в причудливые плащи. "Правда - здесь", внушают авторы публике и пришельцам из космоса. Помимо оригинальности идеи капитанов команд, оценивавших качество работ, подкупила, вероятно, композиционная строгость и отточенная графика фигур.

Второе место отдали профессиональным песочным скульпторам - американцам Барри Свайрсу и Марку Мэйсону. Их "Американские туристы", нагруженные немеренным багажом - картинами, корзинами, картонками с узнаваемыми мировыми брэндами, встречают посетителей пляжа глуповато добродушными улыбками. Невольно вспоминаешь хитро высверленные зрачки гудоновского Вольтера, но как подобная техника применима к песку, остается загадкой. Для Ниала Магги (Ирландия) и Килиана ван дер Велдена (Нидерланды) дороги образы забытых городов. В их композиции печальный грек сидит на развалинах античного храма, а египтянин чертит таинственные иероглифы на наклонной плите. Плиту скроет земля, обломки дорических колонн скоро совсем исчезнут - песок лишь подчеркивает их финальное развеществление.

Хватает на пляже и "реального" зодчества - куполов Василия Блаженого или Святого Марка, амстердамских колоколен и петербургских шпилей, но песок сопротивляется мелкой пластике, а буквальное подражание модели оборачивается ее обидной несостоятельностью. Проходя мимо причудливых образов, - грозного Петра, принявшего на грудь корабли из голландских верфей, питерского матросика в бескозырке с "Авроры", рассовавшего городские монументы по карманам, признаешь, что недолговечность, несерьезность песчаной скульптуры не является ее недостатком. Авторы не стремятся запечатлеть историю в бронзе и камне, они просто играют в песок. Какое мощное терапевтическое средство для одоления фантомов, тревожащих некоторых скульпторов! Представляете, если бы Зураб Церетели изживал свои комплексы гигантомании в песке - слепил Петра, насладился его песочным величием, а время и ветер вернули бы колосса к начальной непритязательной материи. Был Петр да сплыл, рассосался, из песка родился - в песок и ушел. Такая судьба ожидает и петропавловских новоселов. Но некоторых будет очень жаль.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№14 (43) 20 августа 2001
Взгляд
Содержание:
Музей на природе

Иностранные инвесторы хотят помочь Валдайскому парку научиться самостоятельно зарабатывать деньги

Реклама