Ностальгический транс

Культура
Москва, 27.08.2001
«Эксперт Северо-Запад» №15 (44)
Музыке американских цирюльников свойственен беззаветный демократизм

В Санкт-Петербурге и окрестностях завершился Третий международный фестиваль мужских хоров и квартетов "Барбершоп-гармония".

Секрет музыки барбершоп (barbershop music, в дословном переводе "музыки цирюлен") прост: беззаветный демократизм. Музыка барбершоп - для тех, кто готов петь приятные песенки в приятной компании после рабочего дня. Но не в одиночку с гитарой, а квартетом. Организаторы фестиваля склонны считать этот стиль прямым потомком старой английской традиции любительского пения в тавернах и пабах, расцвет которого пришелся еще на XVII-XVIII века (заметим, тогда это было исключительно мужское развлечение, что сказывалось на репертуаре, подчас малопристойного содержания). С тем же успехом можно было бы записать в предки "музыки цирюлен" общеевропейское движение любительских хоров и вокальных ансамблей XIX века. Перенесенное на американскую почву, оно впитало элементы белой и африканской народной музыки, а позже и джаза. Первый расцвет музыки барбершоп пришелся на 1910-е годы, когда сформировался стиль "барбершоп-гармония" ("парикмахерская гармония") - то есть простой способ обработки популярных мелодий полуджазовыми аккордами на 4 голоса. Музыка подобного рода оказалась очень удобна для небольших самодеятельных полуфольклорных ансамблей, традиционным местом дислокации которых в старой Америке служили цирюльни, при которых в те времена обычно имелись бары и помещения для пения и танцев. В конце 30-х годов этот стиль был реанимирован, а к настоящему времени музыка барбершоп превратилась в панамериканскую индустрию благопристойного времяпрепровождения для преуспевающих горожан (в основном, весьма зрелого возраста), а с некоторых пор и горожанок.

Размах питерского фестиваля (по преимуществу русско-американского) поразителен. Город наводнило несчетное количество мужских хоров и квартетов из Нью-Йорка, Петербурга, Перми, Петрозаводска, Тбилиси и т. д. Мастер-классы по барбершоп-пению состоялись не где-нибудь, а в Консерватории. В организаторах события значились не только Общество по сохранению и развитию квартетного пения в Америке, но и наши родные министерство культуры, управления по культуре Петербурга и области. Наконец, фантастический энтузиазм петербургской публики по отношению к заморскому искусству был со всей очевидностью продемонстрирован на заключительном концерте фестиваля: переполненный Большой зал филармонии сделал бы честь любому первоклассному академическому коллективу. Впрочем, неудержимая тяга к прекрасному, обуявшая петербургских меломанов, легко объясняется разгаром мертвого сезона. А масштаб удачно спланированного фестиваля "Барбершоп-гармония" оказывается прямым следствием времени его проведения (следует полагать, что иначе у фестиваля не было бы никакой возможности обосноваться в консерватории или филармонии).

Естественно вписывающиеся в американский культурный ландшафт, в строгом белом зале петербургской филармонии барбершоп-исполнители выглядели трогательно и беззащитно. Блестящие сюртучки и немыслимые галстуки, жизнерадостные позы и бодрые жесты, почерпнутые из старинных мюзиклов, немного фальши и недотянутых нот, но бездна естественности - нью-йоркские барбершопщики больше всего напоминали героев ранних диснеевских мультиков. В отличие от квартета "Twin Shores" или знаменитого хора "Big Apple" в исполнении отечественных коллективов, практикующих стиль барбершоп, ностальгия по Старой Доброй Америке звучала несколько наигранно. Но сладкая бессмысленность и однообразность барбершоп-песен спасала положение - ничто, даже выступления русских и грузинских самодеятельных псевдофольклорных ансамблей, не могло поколебать атмосферы романтического томления по легкой жизни. Это-то мирное пребывание в состоянии ностальгического транса казалось единственным содержанием всего концерта и фестиваля. И в этом, пожалуй, нет ничего дурного: что же еще делать в конце лета?

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама