Вторая родина слонов

Русский бизнес
Москва, 03.09.2001
«Эксперт Северо-Запад» №16 (45)
Японцы доверили российскому предпринимателю производство своих зонтов

В городе Малая Вишера Новгородской области успешно стартовал пробный проект по пошиву зонтов под известной японской торговой маркой "Три слона". В цехах ООО "Надежда" пока изготовлено около шести тысяч зонтов различной конструкции, реализацией которых занята торговая компания "Симург". Руководит обоими предприятиями Сергей Федоров. Он же все это и придумал. Впрочем, пока это лишь модель будущей фабрики. Вишерcкий "слон" - лучший друг японского "слона"

Предприниматель Федоров в этот бизнес попал случайно, как рассказывает сам - по знакомству. Радиоинженер по образованию и производственник по призванию, десять лет назад он остался не у дел - маловишерский филиал телевизионного завода, где он работал, остановился. Помог случай. "Друзья из Москвы предложили попробовать заняться торговлей японскими зонтами, - рассказывает Сергей Федоров. - Они уже давно работали с фирмой "Три слона", их хорошо знали в московском представительстве".

Федорову поручили прежде всего организовать сбыт зонтов в Петербурге, городе, где он учился и многих знал. Тогда это не составило большого труда - западные товары не залеживались на полупустых полках магазинов, а их руководители с радостью заключали договоры с новым представителем известной японской фирмы. Федоров организовал торговое предприятие "Симург", которое с 1991 года успешно продает зонты на Северо-Западе, реализовав почти миллион штук. Сегодня в любом магазине региона зонт с изображением слонов на этикетке поставлен "Симургом".

Тем временем российский рынок постепенно насыщался качественными товарами, появился и достаточный выбор зонтов. Люди стали привередливыми, прежде всего в отношении цветовой гаммы купола зонта. Нереализованный товар отправлять обратно в Японию было накладно, поэтому Федоров решил на месте перешивать купола под конъюнктуру рынка. Такой работой в Малой Вишере занимались два года, делали ее качественно, что не раз отмечалось строгой японской стороной. И именно после этого удачного эксперимента было принято решение начинать осваивать полное производство. "Что мне нравится в японцах, так это постоянство, - рассказывает Сергей Федоров. - Если, например, я попал в список их партнеров, то они не захотят со мной расстаться, даже если начну сворачивать деятельность. Впрочем, мы хотим ее только расширять".

Что нам стоит зонт построить

Технология сборки зонта довольно проста, но трудоемка и кропотлива. Раскроенные на треугольники куски ткани подгоняются по рисунку и сшиваются в купол, его натягивают на готовый каркас и закрепляют по специальной схеме влагоустойчивой нитью. Все детали зонтов, начиная от материала и заканчивая этикеткой, привозятся железнодорожными контейнерами из Страны Восходящего Солнца. До сих пор в мире не придумали автоматов для производства зонтиков, поэтому и в Японии, и в Малой Вишере их делают вручную. Сегодня на предприятии "Надежда" ежедневно конвейерным способом производится около 100 зонтов. Костяк коллектива малого предприятия составили швеи бывшего ателье индивидуального пошива. В основном это молодые девушки и женщины. Только раскроем полос, из которых потом сшивается купол зонта, занят мужчина.

На предприятии поставлен жесткий контроль качества. Проверяется все: от материала до качества швов. "Мы можем делать все модели зонтов, и делать хорошо, даже лучше, чем в Японии, - рассказывает Сергей Федоров. - Недавно приезжал представитель фирмы и остался очень доволен". Конечно, пока в маленькой мастерской нет такой производительности, как в Японии, но Федоров считает, что это дело времени. Единственное опасение предпринимателя связано с текучестью кадров. Работа монотонная, и некоторые молодые девушки считают, что найдут другую, хотя зарплата в ООО "Надежда" - до 3000 рублей - для Малой Вишеры довольно высока. Пока поставлена задача сделать 25 тыс. зонтов различных конструкций - от самой простейшей до полного автомата. На этой маленькой программе будет разработана и опробована вся схема - отношения с партнерами, доставка, производство, контроль качества, сбыт. Федоров вложил в производство 200 тыс. долларов, половину суммы кредитовав в Северо-Западном Сбербанке, остальное - собственные средства. Уже готово новое помещение, в которое переедет фабрика. Оно расположено в цехах бывшего завода металлоизделий, который уже давно прекратил существование. Эти помещения предприниматель выкупил несколько лет назад и отремонтировал. На новом месте есть подъездные железнодорожные пути и отличные складские помещения. "Все, что продаем на Северо-Западе, мы хотим делать здесь, в Малой Вишере, - говорит Сергей Федоров. - Важно не потерять марку, поэтому мы не стремимся выходить сразу на большие объемы. Сейчас мы отрабатываем технологию и подготавливаем специалистов".

Зачем Вишере зонтик

То, что Сергей Федоров открыл свое производство именно в Малой Вишере, объясняется экономическим расчетом - подобная фабрика в крупном городе потребует гораздо больших вложений. Важно другое: он не создает предприятия-однодневки. "Для наполнения районного бюджета гораздо важнее налоги ста малых предприятий, чем одного большого, - уверен Федоров. - Ведь если не сложится финансовый год на крупном производстве, это сильно ударит по району, а у всех МП такого произойти не может. А с зонтичным производством тем более. Выпуск зонтов - дело рентабельное".

По самым скромным подсчетам, рентабельность составляет 20%. По мнению Федорова, емкость российского рынка позволяет реализовать до 200 тыс. зонтов "Три слона" в год. Северо-Западный регион приобретает примерно четверть от всего объема, и в ближайшие годы все эти зонты должны выпускаться в Малой Вишере. После выхода на предельные мощности, возможно, изменится и название торговой марки.

Производство в районном центре организовано пока по взаимной договоренности с SILM CO., Ltd (владеющей торговой маркой "Три слона"), лицензии у Федорова нет. Но первый опыт продаж зонтов маловишерского производства в Санкт-Петербурге еще раз доказал конкурентоспособность этого товара. Точнее, никто не смог отличить зонты из Малой Вишеры от японских. Хотя, по словам предпринимателя, лучше, чтобы продукция предприятия оставалась с известным брэндом "Три слона", а на этикетке указывалось предприятие-производитель из Малой Вишеры. Вот тогда и появится нужда в "авторских правах". "В нашем классе зонтов сегодня достаточно жесткая конкуренция, - продолжает Федоров. - И прежде всего от иностранных фирм - австрийской "Доплер" и немецкой "Хеппи рейн". Отечественные производители пока отстают: московская фирма "Зонт" только начинает осваивать наш рынок, а продукция питерского "Полиграфмаша" оставляет желать лучшего. Но трудностей мы не боимся, а с выходом предприятия на большие объемы их станет гораздо меньше".

И тут руководитель фирмы не лукавит, ведь имея у себя отлаженное производство, он сможет не только быстро реагировать на изменения рынка, но и диктовать цены. Модельный ряд маловишерских зонтов ориентирован на людей со средним достатком, хотя в торговой практике "Симурга" были прецеденты доставки в Россию элитных моделей из шикарного японского шелка с бамбуковой ручкой, сравнимых с элегантными зонтами от Кардена. Сергей Федоров уверен, что его производству по силам сделать подобное, если будет спрос. "Мы можем изготовить зонты, например, с новгородской символикой, - говорит Федоров, - но здесь главное - желание рынка, а не чувство патриотизма".

Великий Новгород - Малая Вишера

У партнеров

    Реклама