Ничейные ГЭС

В правительстве Ленинградской области задумались о "малой" гидроэнергетике

Власти Ленинградской области разрабатывают программу восстановления малых гидростанций. Недавно силами института "Ленгидропроект" было выполнено диагностирование трех ГЭС Ленинградской области - Ивановской (Кингисеппский район), Лужской (Лужский район) и Рождественской (Гатчинский район). Как заявил главный энергетик "Ленгидропроекта" Владимир Львовский, обследованные станции нуждаются в инвестициях от 3 до 10 млн рублей. Всего же в области 38 малых ГЭС установленной мощностью от 120 до 720 кВт. Три года назад все они также были обследованы. Проверялось их техническое состояние, потребность в ремонте и реконструкции. Из них, правда, в настоящее время работает только одна: в Кингисеппском районе Лужский рыбоводный завод поставил за собственный счет новые агрегаты на Ивановскую малую ГЭС и таким образом решил свои проблемы с энергообеспечением.

По мнению Владимира Львовского, со временем эффективность вложений в "малую" энергетику будет расти, поскольку рост цен на электроэнергию постоянно опережает инфляцию. Быстрее темпов инфляции дорожает и топливо для тепловых станций - мазут, газ, уголь. Малые же ГЭС, кроме бесплатного энергоносителя, имеют то преимущество, что могут быть построены вблизи потребителя, а значит, отпадает необходимость в дорогостоящем строительстве линий электропередач.

Замороженный потенциал

Исторически сложилось так, что доля гидростанций в энергетическом балансе Ленинградской области незначительна по сравнению с тепловыми станциями и ЛАЭС. Даже самые крупные гидростанции, такие как Волховская и Свирская, имеют лишь местное значение. Характерно, что такие страны как Канада, Швейцария, государства Скандинавии активно развивают малые ГЭС. В Скандинавии на них получают до 15% электроэнергии.

В нашей стране малые ГЭС строили в первые годы Советской власти по плану ГОЭЛРО. Следующий пик строительства пришелся на пятидесятые, точнее, период с 1948 по 1962 годы. Позже, в восьмидесятые годы, подавляющее их большинство было заброшено из-за малозначительности, выпуск оборудования для них в СССР прекратили в 1983 году, изношенные за десятилетия машины стали выходить из строя. Из 246 станций Северо-Запада осталось в строю лишь несколько десятков. Но даже на заброшенных станциях сохранились плотины или основания от них.

По данным "Ленгидропроекта", постройка новой станции мощностью один мегаватт обойдется примерно в 15 млн руб., стоимость же полученного на ней киловаттчаса 50 копеек. Постройка может быть осуществлена в расчете на замкнутый контур либо с выходом на электросеть, в последнем случае появляется возможность продажи излишков. Для постройки нужно желание, деньги и река с перепадом высот от четырех метров.

В институте "Ленгидропроект" вспоминают, как десять лет назад выполнили проект восстановления станции в губе Нюхчи в Карелии. Тот проект стал образцовым, хотя так и остался на бумаге. Отдаленный приморский поселок с разрушенной станцией, построенной еще заключенными ГУЛАГа - а от нее осталась плотина,- получил бы устойчивый источник относительно дешевой энергии, местный рыболовецкий колхоз - возможность организовать глубокую переработку продукции. В этом случае работы окупились бы за три года. Помешала ускорившаяся инфляция. В последнее время в Карелии все же восстановили три станции, две возродили в Псковской области. Только что закончена техническая документация для еще одной псковской станции.

Важен побочный эффект

Вблизи Петербурга нет дефицита электроэнергии и высока плотность электросетей. Соответственно, нет и острой необходимости в дополнительных источниках энергии. Поэтому большинство специалистов весьма скептически относятся к ближайшим планам строительства новых станций вблизи потребителя, хотя и соглашаются с возможной экономической целесообразностью их сооружения в северной части Карельского перешейка и на востоке области.

Сегодняшний же интерес правительства Ленобласти к малой гидроэнергетике в большей мере связан не с ее энергетическим потенциалом, а с обеспечением безопасности расположенных вдоль рек населенных пунктов. Большинство малых гидроэнергостанций было построено в системе гидросооружений, сдерживающих паводок. В частности, для этих целей был создан Оредежский каскад. Шесть его станций были возведены с 1954 по 1960 годы, электричество сейчас не вырабатывает ни одна, но четыре практически целы. Лучше всего сохранилась Нижне-Оредежская, о которой заботится расположенная на берегу водохранилища база отдыха метрополитена.

В 1997 году во время паводка прорвалась плотина Рождественской ГЭС. На ее срочный ремонт потребовались значительные бюджетные средства. Сейчас разрабатывается программа по восстановлению всего каскада с таким расчетом, чтобы не только обеспечивать безопасность жителей, но и приносить экономический эффект региону. Но для этого прежде всего необходимо разобраться с правом собственности на эти станции - ни одна федеральная структура, по статусу отвечающая за каскад Оредежских ГЭС, не хочет брать на себя ответственность за ее содержание, несмотря на значительный энергетический потенциал каскада. Одна только Рождественская может вырабатывать 200 киловатт электроэнергии в час, а ее стоимость оценивается в 3,5 млн рублей.

Большая энергетика сомневается

Впрочем, есть и иной, скептический взгляд на развитие малой и альтернативной энергетики. Начальник производственно-технического управления ОАО "Ленэнерго" Леонид Чистяков отмечает, что себестоимость электроэнергии, выработанной на малой гидростанции, выше, чем на крупной ГРЭС. Да и с точки зрения экологии не все гладко - затрудняется нерест проходных видов рыб, затапливается земля. О последних двух проблемах в "золотой век" малой гидроэнергетики, 50-60-е годы, вообще не думали.

Как рассказывает Чистяков, когда еще только планировался комплекс Ленинградской дамбы, то всерьез рассматривался проект использовать его для получения ветровой электроэнергии. Раз на Финском заливе постоянно дуют ветры, почему бы не заставить дуть их не просто так, а с пользой.

Если бы проект был реализован, то вдоль всей дамбы выстроилось бы два десятка циклопических колес диаметром 60 метров. Каждая ветровая электростанция имела бы мощность один мегаватт. Но возникли непредвиденные препятствия. Специалисты ПВО заявили, что ультразвуковые колебания от строя ветряков создадут помехи для локаторов и сделают возможным подлет незамеченных крылатых ракет к Ленинграду. Был еще ряд отрицательных экологических заключений - в колеса бы попадали перелетные птицы, а от ультразвука дохли бы насекомые и рыба в заливе. Из-за этих опасений проект съежился до трех ветряков на острове Котлин. Однако когда выяснилось, что стоимость одного ветряка составит 80 миллионов рублей в ценах 1984 года, от проекта были вынуждены отказаться.

Региональная энергетика помнит много разных проектов - народ у нас изобретательный - например, проект плотины для крупной ГРЭС на Неве, в районе порогов: такая река, а зря течет. А уж коли нельзя ее перегородить - судоходству мешать будет, да и зона затопления слишком велика, - то можно гидроколеса возле берега поставить. "Ленэнерго" все проекты рассматривает, но положительно ни к одному не относится. Заинтересованных обращений много, но все они на уровне писем и запросов так и умирают. Хотя строительство в дальней точке малой ГРЭС может быть и оправдано, но опять же после детального изучения экономических обоснований, ведь дизель-генератор будет дешевле, хоть и топливо для него дорожает. Или использовать отходы в тех же леспромхозах. В любом случае решать должен экономический расчет.

Санкт-Петербург