Удар, похожий на нокаут

10 сентября 2001, 00:00
  Северо-Запад

Новые российские тарифы на железнодорожные перевозки поставили под угрозу российский транзит через Балтию

Как известно, с 1 августа в России существенно изменились грузовые железнодорожные тарифы, а также отменено взимание железной дорогой НДС при транспортировке экспортных грузов в российские порты. В результате если раньше везти грузы (экспорт, импорт, транзит) через балтийские порты было выгоднее, чем через российские, то теперь все наоборот - разница в тарифах составляет от 17% до 37%, а по отдельным позициям - в 2-4 раза.

Конкретный пример: тонна угля из Кемерово до Вентспилса теперь преодолевает 4,2 тыс. км. за 44,18 долларов, в то время как практически тот же километраж до Мурманска - за 12,58 долларов. В результате Вентспилский порт рискует потерять клиентов. Генеральный директор Lietuvos gelezinkelai Йонас Биржишки: "Кто же будет везти к нам, если тарифы на клайпедском направлении теперь втрое выше, чем на калининградском".

На третьем этапе реформы - после 1 марта - россияне обещают внутренние тарифы уравнять с тарифами на внешние направления. Однако до этого времени еще дожить нужно. Спасает лишь то, что в этом году ощутимого удара порты стран Балтии, может, и не почувствуют, поскольку поставки идут по заключенным уже контрактам и изменению не подлежат. А вот в следующем году... "Кто знает, что еще придумают россияне", - сочится пессимизмом Биржишкис.

Слабым утешением для прибалтов является лишь аргумент, что мощности российских портов все равно не хватает. Кроме того, у них нет некоторых сервисных наворотов, какие имеются в Балтии. Например, тот же вентспилский угольный терминал оснащен оборудованием, которое очищает уголь от металлических примесей и дробит его во фракцию, с которой привыкли работать европейские порты. Уникальным является и морской Бутингский терминал.

Однако реформа неизбежно подстегнет активность российских предпринимателей на строительство и переоснащение собственных грузовых терминалов. Ибо при таком раскладе каждый нормальный бизнесмен станет задумываться о собственных портовых мощностях, прогнозирует вентспилский мэр.

Вильнюс