Дешевле кредита

Со следующего года только лизинг обеспечит льготы по налогу на прибыль

Специалисты лизинговых компаний - в состоянии приятного ожидания.

С 1 января 2002 года, после введения в действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" 2-й части Налогового Кодекса, лизинг останется единственным способом получить налоговые льготы по капитальным вложениям в основные средства. До этого момента компании еще смогут пользоваться льготой, по которой на себестоимость можно относить до 50% капитальных вложений, а оставшуюся часть выплачивать из прибыли. С нового года эта льгота отменяется, впрочем, как и все другие льготы по налогу на прибыль. Как мы помним, такова плата за снижение ставки данного налога до 24%.

"Теперь легко будет доказать, что лизинг дешевле банковского кредита, - не скрывает своего удовлетворения коммерческий директор ЗАО "Балтийский лизинг" Владимир Наймарк. - Если раньше, когда мы вместе с клиентом производили экономические расчеты, лизинг был чуть-чуть дешевле кредита, теперь он становится значительно дешевле".

Суть дела

Лизинг (точнее, одна из его разновидностей - финансовый лизинг) всегда рассматривался как альтернативный кредитованию способ финансирования основных средств.

Финансовый лизинг в его традиционном понимании подразумевает, что лизинговая компания закупает у поставщика оборудование и передает его в пользование лизингополучателю, после чего оборудование амортизируется в процессе эксплуатации и в конце срока либо передается с баланса на баланс, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Проще говоря, лизинг - это особая форма аренды с выкупом.

Немалые преимущества у лизинга были и до принятия 2-й части Налогового Кодекса. Лизинг не требует больших первоначальных вложений. Лизинговые компании требуют от клиента внести в качестве первоначального платежа, как правило, 20-30% от суммы контракта. Хотя в зависимости от конкретной ситуации этот аванс может значительно варьироваться (иногда достаточно 10%, а иногда лизинговая компания настаивает и на 50-процентном платеже).

Все затраты, связанные с приобретением оборудования в лизинг (в том числе монтаж, пуско-наладка, таможенное оформление и т. п.) полностью относятся на себестоимость, что уменьшает налогооблагаемую базу, в отличие от покупки оборудования в кредит или на собственные средства предприятия (например, в рассрочку).

Кроме того, лизинг позволяет применить ускоренную амортизацию с коэффициентом до трех. Это существенно снижает остаточную стоимость, по которой по окончании срока лизинга оборудование зачисляется лизингополучателем на свой баланс в качестве основных средств. Именно с этой стоимости будет выплачиваться налог на имущество. "В среднем итоговая сумма налога на имущество за счет лизинга может быть снижена в три раза", - уточняет Екатерина Тулина, директор лизинговой компании "Петроконсалт", которая в настоящее время активно проводит лизинговые операции совместно с банком "Санкт-Петербург".

"Получить в банке кредит на три года - задача сложная, а в нашей компании именно такой срок является средним сроком сделки", - дополняет перечень преимуществ лизинга генеральный директор "Балтийского лизинга" Дмитрий Корчагов. Обычно возможный срок лизинга в петербургских лизинговых компаниях варьируется от 1 до 5 лет.

Немаловажно, что лизинговые компании стараются назначить удобный график платежей, составленный с учетом производственных циклов и денежных потоков лизингополучателя.

"Еще одним привлекательным моментом в лизинге является отсутствие жесткого требования к залогу, - говорит Павел Маглышев, генеральный директор компании "Инкаслизинг". - Ведь только по окончании срока лизинга и проведения окончательных взаиморасчетов предприятие становится собственником основных средств".

"Для передачи в лизинг подходит стандартное оборудование, которое можно легко продать", - уточняет заместитель председателя правления БАЛТОНЭКСИМ Банка Феликс Блинов.

Кстати, помимо традиционного, финансового лизинга компании начинают проявлять интерес и к так называемому "возвратному лизингу". Этот вид лизинга применяется в тех случаях, когда у предприятия уже есть оборудование, но не хватает оборотных средств.

Заемщик может обратиться в лизинговую компанию, которая купит у него оборудование и ему же передаст в пользование на условиях лизинга.

Лизинг на подъеме

Специалисты свидетельствуют, что в сфере лизинговых сделок наблюдается значительная активизация. При этом оценки объемов лизинга значительно разнятся. Так, специалисты Международной финансовой корпорации, входящей в группу Всемирного банка, на семинаре в Петербурге в июле этого года назвали цифру, в соответствии с которой доля лизинга в общем объеме инвестиций в России составляет около 1,5%. При этом официальная статистика еще два года назад оценивала эту долю примерно в 2,5-5%.

"Исчерпывающей статистики на самом деле нет, так как получение обобщенных данных очень затруднительно", - говорит Сергей Силинг, президент Санкт-Петербургской лизинговой ассоциации "Петербург-Лизинг" и генеральный директор компании "РТ-Лизинг".

По самым приблизительным оценкам, объем лизинговых сделок в России в 2001 году составит около 1,5 млрд долларов. Некоторые специалисты более осторожны в оценках, заявляя о том, что объем сделок превысит 1 млрд.

Как бы то ни было, лизинг находится на подъеме. Специалисты "Балтийского лизинга" подсчитали, что заключают лизинговый договор каждые три дня. "Такого никогда не было, даже до кризиса 1998 года. Увеличение объемов мы наблюдаем уже как минимум год", - говорят в компании. "Только в 2001 году по сравнению с предыдущим годом мы зафиксировали рост объемов процентов на 30", - уточняет Дмитрий Корчагов.

Кто на поле?

Лизинговые компании в России существуют в основном при банках. Некоторые банки имеют несколько дочерних лизинговых компаний. Так, у Северо-Западного банка Сбербанка России есть "РУСТ" и "Глобус-лизинг", у Балтийского банка - "Балтинвест" и "Невотрейд". А Инкасбанк учредил три лизинговые компании - "Инкассервис", "Инкаслизинг" и "Северо-Западную лизинговую компанию".

Даже те компании, которые называют себя независимыми, таковыми являются лишь относительно. Например, "РТ-Лизинг" является генеральным агентом Московского индустриального банка и имеет офис в его здании. Поэтому, по замечанию Екатерины Тулиной, конкуренция в основном идет не между лизинговыми компаниями как таковыми, а между банками.

Однако "привязка" лизинговой компании к конкретному банку не является абсолютной. Компании охотно работают и с ресурсами "сторонних" банков. Например, филиал московского НОМОС-БАНКа реализует несколько сделок с участием "дочки" Инкасбанка - "Северо-Западной лизинговой компании".

Следует отметить, что лизинговые компании, как правило, двигаются в регионы Северо-Запада вслед за "материнскими" банками. Подобную политику анонсируют, например, "дочки" Северо-Западного Сбербанка. А "дочка" ПСБ - "Балтлиз" - до конца 2001 года откроет филиалы в Пскове и Петрозаводске.

Что почем

Ставки по лизинговым сделкам в основном вращаются вокруг ставки рефинансирования ЦБ, отклоняясь от нее в сторону увеличения или уменьшения на несколько процентов.

"Только годовая инфляция у нас составляет около 20%, - рассуждает Сергей Силинг. - А если еще учесть льготы по налогообложению, оборудование практически не удорожается. Так что, в принципе, существующие ставки устраивают как банки, так и лизингополучателей".

Средняя ставка по лизинговым сделкам в валюте составляет около 15% годовых. Следует, однако, учитывать тот факт, что в общении с клиентами разные лизинговые компании называют ставки, рассчитанные разными способами. Некоторые называют ставку по всей сумме контракта, другие используют понятие "стоимость удорожания оборудования", третьи - "эффективная ставка". На деле основным ориентиром является полная сумма лизинговых выплат, на основании которой и принимается окончательное решение.

"С точки зрения конкуренции ставки по лизинговым сделкам не столь существенны. На мой взгляд, более существенна скорость оформления сделки. Мы, например, при благоприятных условиях можем оформить все формальности за неделю", - говорит Екатерина Тулина.

"Мы предложили клиентам стандартную услугу в рамках кредитной линии, которую открыл ПСБ под небольшие (до 200 тыс. долларов) лизинговые сделки, - говорит Дмитрий Корчагов. - Требуется минимум документов и времени для оформления договора, как правило - две недели. Для обеспечения подобных сделок не нужны дополнительные залоги. Достаточно авансового платежа и обязательств поставщика об обратном выкупе предмета лизинга в случае, если лизингополучатель не в состоянии выполнять договор".

Как правило, лизинговые компании требуют, чтобы получатель имел счет в банке, который кредитует сделку. Подходы в данном случае различны. Некоторые банки отслеживают обороты по счету в течение нескольких месяцев перед заключением лизинговой сделки, другим достаточно лишь факта открытия расчетного счета в момент заключения договора.

Резервы

По данным руководителя группы по развитию лизинга Международной финансовой корпорации Джеймса Горхэма, в Северо-Западном регионе изношенность парка технологического оборудования составляет в среднем 60-70% и близка к критической отметке.

"Для модернизации производственных мощностей предприятий промышленного комплекса требуются немалые инвестиции, и лизинг, как эффективная форма небанковского финансирования, весьма актуален", - подчеркивает Джеймс Горхэм.

Специалисты лизинговых компаний заявляют о том, что в ближайшее время основными потребителями их услуг станут такие отрасли, как электроэнергетика, строительство, связь, горнодобывающая, металлургическая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая, пищевая промышленности, добыча рыбы и рыбообработка.

По словам Сергея Силинга, его компания "РТ-лизинг", помимо традиционного автотранспорта, фиксирует спрос на поставку в лизинг оборудования для полиграфии, лесопереработки и деревообработки. А основной объем сделок "Балтлиза", как утверждает Дмитрий Корчагов, формируют строительная индустрия, полиграфия и, в меньшей степени, промышленная автотехника.

Последнее время лизинговые компании отмечают рост интереса к лизинговым сделкам среди инфраструктурных муниципальных предприятий, таких как ГУП "Водоканал", ТЭК СПб. "Мы полагаем, что на данную ситуацию повлияло улучшение положения с доходной частью бюджета", - комментирует Екатерина Тулина.

Все крупные лизинговые компании в последнее время передавали в лизинг технику для дорожного строительства. По мнению заместителя председателя правления БАЛТОНЭКСИМ Банка Феликса Блинова, бум на рынке дорожного строительства был легко прогнозируем, в частности, в связи со строительством кольцевой автодороги, а также подготовкой улиц Петербурга к 300-летию города.

Так, в конце августа Северо-Западный Сбербанк выдал кредит своей дочерней компании "Глобус-Лизинг" на сумму 16,5 млн рублей для приобретения дорожно-строительной техники и предоставления ее в лизинг ЗАО "ЛДС", в основном для работ на восточном полукольце кольцевой автодороги.

В начале августа дочерняя компания БАЛТОНЭКСИМ Банка - "БАЛТОНЭКСИМ Лизинг" - поставила дорожно-строительной компании "Ювенал" 12 машин МАЗ на сумму 14 млн рублей.

"Балтлиз" в текущем году заключил несколько сделок с "Мостостроем-6", который специализируется на строительстве дорожных развязок и мостов на крупных автострадах. Так, "Мостострою-6" был поставлен в лизинг кран компании Liebherr. Сумма сделки составила 1 млн долларов.

Петербургские лизинговые компании поставляют подобную технику и в Москву. Например, "Международный банк Санкт-Петербурга" через свою дочернюю компанию "Интерлизинг" поставил кран компании Liebherr московскому ООО "Мостотрест", одной из крупнейших дорожно-строительных компаний столицы. "Интерлизинг" планирует потратить на закупку башенных кранов, землеройной и мостостроительной техники еще около 5-7 млн долларов.

Санкт-Петербург